Конвенция Организации Объединённых Наций о правах молодёжи – гарант прав и интересов молодёжи всего мира — Институт проблем законодательства
Новости

На сегодняшний день, молодёжь составляет значительную часть населения мира. Поэтому реализация чаяний молодежи, обеспечение их прав и интересов является одним из самых актуальных и незамедлительных приоритетных задач, стоящих перед каждым государством.

«Молодёжь наша надежда, наш завтрашний день. Поэтому, и дальше в центре нашего внимания будет предоставить молодежи широкий путь, удовлетворить их потребности и интересы, реализовать их способности и таланты, помочь им найти свое место в жизни, поручив им ответственные должности»

Шавкат Мирзиёев

Без сомнения, события и происшествия на международной арене в сегодняшнем интенсивном мире будоражат человеческий разум. Все этапы человеческого развития зависят от интеллектуального потенциала подрастающего поколения, высоких интеллектуальных способностей, а также защиты их прав и интересов.

На сегодняшний день, молодёжь составляет значительную часть населения мира. Поэтому реализация чаяний молодежи, обеспечение их прав и интересов является одним из самых актуальных и незамедлительных приоритетных задач, стоящих перед каждым государством.

При обеспечении прав и законных интересов молодежи, каждое государство в пределах своей юрисдикции должно принять соответствующие нормы и создать эффективный механизм их соблюдения. При этом следует отметить, что, до сегодняшнего дня, в нашей стране приняты более 40 законодательных актов, ратифицировано более 30 международных правовых актов о молодёжи.

Однако следует признать, что, на сегодняшний день, нет единого международного правового акта мирового масштаба, олицетворяющий в себе права и интересы молодежи, определяющий обязательства государств в области молодежной политики, гарантирующий право молодежи на участие в принятии решений на национальном и международном уровнях, а также признанной всеми странами.

В связи с этим, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 сентября 2020 года в своей исторической речи на 75 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций призвал страны участницы поддержать инициативу Узбекистана о принятии Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодежи.

Инициатива по принятию Конвенции Организации Объединенных Наций о правах молодежи имеет большое значение, являясь первым предложением по принятию международно-правовой акта, включающей в себе важные вопросы, касающихся прав молодежи во всем мире.

Республикой Узбекистан были предприняты многочисленные меры по разработке проекта данного международного акта. В данном процессе также приняли участие своими предложениями и инициативами Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан и члены Молодёжного парламента при Законодательной палате.

Принятие Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодёжи имеет важное значение в связи со следующими положительными аспектами международного значения:

во-первых, оно, как отмечалось выше, будет целостным международно-правовым актом, обеспечивающим права и интересы молодежи во всем мире и определяющим международные обязательства государств в этом отношении;

во-вторых, в проекте конвенции впервые в мировом масштабе даётся правовое определение понятию «молодёжь», то есть молодые лица:

Также, то, что во Всеобщей декларации прав человека, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах ни разу не использованы понятие молодёжь, являются доказательством наших взглядов на то, что конвенция имеет статус основного международно-правового акта по вопросам молодежи.

Каждое государство определило понятие молодежи по-разному, исходя из своих собственных правил и условий. Например, понятие молодёжи определяется как в Китае 18-35 лет; в США 18-25 лет; в Канаде 16-28 лет; в России 14-30 лет.

Правовое определении понятия молодёжи в 3-статье Закона Республики Узбекистан “О государственной молодёжной политике” определено как лица в возрасте от четырнадцати до тридцати лет включительно;

в-третьихконкретно определяются обязательства государств в области молодежной политики и задачи по содействию социальной интеграции молодежи:

Согласно этому, в области молодежной политики, предусмотрены 12 обязательств и 15 задач по усилению социальной интеграции молодежи для государств-участников, которые они должны будут выполнить;

в-четвёртыхв проекте конвенции предусматривается, помимо полной поддержки молодежи со стороны государств-участников, также норма, которая будет служить для сохранения института семьи и обеспечения здорового развития молодых людей в семье:

При этом следует отметить, что исторические корни развития узбекской государственности основаны на таких благородных ценностях, как институт семьи, ее многовековые ценности такие, как верность, любовь и воспитание детей. Поэтому, статус института семьи определён в Основном Законе нашей страны. В частности, согласно 63-статьи Конституции Республики Узбекистан «семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

На основе инициатив нашего Уважаемого Президента в международном нормотворческом процессе продвигаются вопросы дальнейшего повышения роли семьи в обеспечении здорового развития молодежи во всем мире и всесторонней поддержки института семьи. Данные благородные инициативы закреплены в целях 1 и 3 Целей устойчивого развития ООН и в задаче 3.7 цели 3 Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года;

в-пятыхопределяется, что государства в пределах своей юрисдикции должны принимать необходимые меры для защиты молодых людей, являющихся их гражданами, а также иностранных граждан или молодых людей без гражданства от насилия и эксплуатации:

Прежде всего, следует отметить, что предложения, выдвинутые Республикой Узбекистан в проекте Концепции, помимо признания в сфере международных прав человека, также имеют практическое значение в мировом масштабе.

За прошедшие годы в Республике Узбекистан определены необходимые правовые основы для внедрения общепризнанных международных норм и стандартов в области прав человека, государственных гарантий прав и интересов иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, в 
23-статье Конституции Республики Узбекистан “иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права”;

в-шестых, в проекте конвенции конкретно определяется право молодых людей участвовать в принятии решений на национальном и международном уровнях:

Предусматриваются нормы по вопросам обеспечения активного участия молодежи и молодежных организаций в жизни общества на национальном уровне, обеспечения участия молодежи в разработке законодательства, а также формирования политики, связанного с их жизнедеятельностью, ее мониторинга и проведения.

Согласно 32-статье Конституции Республики Узбекистан “граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей”. Правило об участии молодежи в управлении общественными делами, предусмотренное в проекте Конвенции, определено как конституционная норма в нашей стране и считается важным благодаря своей позитивной практике и результатам за последние 28 лет. Правила, предложенные к проекту Конвенции заслуживают особого внимания тем, что служат обеспечению исполнения в международном и государственном масштабах соответствующих показателей обеспечения участия граждан в управлении государством и обществом, установленных в престижных международных рейтингах и индексах;

в-седьмых, в проекте Конвенции предусматривается гарантия прав молодежи на личную жизнь:

В соответствии с ним конкретно определяются правила защиты права на неприкосновенность частной жизни, права на свободу выбора, конфиденциальности частной жизни, конфиденциальности переписки и защиты личного статуса каждого члена молодежи.

Будет уместным отметить, что это положение проекта Конвенции основано на правилах Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций. В частности, в 3-статье Декларации отмечено, что “каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность”, а в 12-статье то, что “никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств”.

В нашем национальном законодательстве определены соответствующие меры наказания за нарушение права на неприкосновенность личной жизни. В частности, определена уголовная ответственность в части первой статьи 
1411 за нарушение неприкосновенности частной жизни, в статье 143 за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений, в статье 144 за нарушение законодательства об обращениях физических и юридических лиц Уголовного Кодекса Республики Узбекистан;

в-восьмых, в проекте Конвенции предусматривается гарантия защиты молодежи государством от насилия и эксплуатации:

В частности, в нём определяется, что каждое государство-участник обязуется обеспечить эффективные законодательные, административные, судебные и иные меры по предотвращению насилия и эксплуатации молодежи на территории своей юрисдикции, включая принудительный труд в сельском хозяйстве, экономическую дискриминацию и эксплуатацию в сфере труда.

До сегодняшнего дня были приняты международные акты по предотвращению становления людей жертвами различных форм насилия и эксплуатации. В частности, в 1-статьи Конвенции Международной организации труда «Об упразднении принудительного труда» (Ратифицирован Олий Мажлисом Республики Узбекистан 30 сентября 1997 года), определена норма о том, что каждый член, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме.

Настоящая международная норма нашла своё отражение в 7 статье Трудового кодекса Республики Узбекистан, где конкретно определены нормы по запрещению принудительного труда;

в-девятых, в проекте Конвенции усиливаются правовые основы прав молодёжи беспрепятственно передвигаться по территории своей страны, выбирать место жительства и проживания, покидать свою страну и любую другую страну и возвращаться в свою страну:

Кроме того, в проекте Конвенции предусматривается норма по необходимой защите молодых людей, которые считаются беженцами, применению к ним прав и оказанию им гуманитарной помощи;

в-десятых, в проекте Конвенции конкретно определяются охват и направления международного сотрудничества по вопросам прав молодежи:

Согласно этому, определяется, что страны-участницы будут осуществлять тесное сотрудничество по таким направлениям, как международные программы, охватывающие вопросы обеспечения прав молодежи; обмен взаимной информацией, опытом и передовыми разработками; оказание технико-экономической помощи, включая взаимный обмен технологиями и передачу технологий, исследования и использование научно-технических знаний.

Одним словом, принятие Конвенции Организации Объединённых Наций о правах молодежи имеет большое значение обеспечением прав и законных интересов молодежи во всем мире и служит обеспечению международного сотрудничества в вопросах молодежной политики по конкретным сферам и направлениям.

Акбаршох ТЕШАБОЕВ,

Начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, Председатель комитета Молодёжного парламента при Законодательной палате Олий Мажлисе Республики Узбекистан

УзА

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *