Цели и задачи Конвенции Международной организации труда «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» — Институт проблем законодательства
Новости

5 июня 2021 года Президентом Республики Узбекистан подписан Закон Республики Узбекистан «О ратификации конвенции международной организации труда № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Женева, 15 июня 2006 года)».

 

В новом Узбекистане, в целях дальнейшего совершенствования механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечения исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также эффективной и своевременной реализации задач, определённых в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 29 декабря 2021 года, в последние годы проводятся системная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов по правам человека в национальное законодательство, выполнению международных обязательств, а также по активизации сотрудничества с международными организациями, в том числе с Международной организацией труда.

УЗБЕКИСТАН И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Международная организация труда была основана в 1919 году и в настоящее время её членами стали 187 государств, в том числе и Узбекистан. Одной из особенностей этой международной организации является то, что она является единственным трехсторонним агентством ООН, объединяющим правительство, работодателей и работников.

До настоящего времени, Республикой Узбекистан были ратифицированы 17 Конвенций и Протокол Международной организации труда. 8 из них являются фундаментальными, 4 документами о государственном управлении, а остальные 5 техническими документами международного характера.

Следует отдельно отметить, что Узбекистан ратифицировал все соглашения Международной организации труда по фундаментальному и государственному управлению.

В частности, были ратифицированы такие  фундаментальные Конвенции, как 1930 года №29 “О принудительном или обязательном труде”, 1948 года №87 “О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы”, 1949 года №98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров», 1951 года №100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности”, 1957 года №105 “Об упразднении принудительного труда”, 1958 года №111 “ О дискриминации в области труда и занятий”, 1973 года №138  «О минимальном возрасте для приема на работу», 1999 года №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» и принимаются системные организационно-правовые меры меры по соблюдению определенных в них международных норм.

В целях обеспечения верховенства закона, гендерного равенства, защиты прав и свобод трудящихся во всех сферах экономической деятельности в нашей стране, ведутся работы по внедрению международных трудовых норм в законодательство нашей страны.

В 2019 году Узбекистан стала единственной страной Центральной Азии, ратифицировавший Протокол к Конвенции №29 “О принудительном или обязательном труде”. Также, были ратифицированы конвенции Международной организации труда №144 “О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм”, №129 “Об инспекции труда в сельском хозяйстве” и №81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле”, это предоставила возможность усилить мониторинг по занятости и охраны труда в данных сферах.

В предыдущих годах наблюдались случаи, когда представители бюджетных организаций в сфере сельского хозяйства принуждали  студентов работать, невыплаты им заработной платы и несоблюдая требований условий труда. Мировое сообщество отдельно признает, что мы сначала ликвидировали детский труд, а затем и принудительный труд.

В частности, по данным Международной организации труда, в 2020 году более 96 процентов тех, кто участвовал в сборе урожая хлопка в Узбекистане, составляли добровольные работники. Это еще одно доказательство того, что в нашей стране принудительный труд был ликвидирован.

КОНВЕНЦИЯ  №187 «ОБ ОСНОВАХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА»

Конвенция № 187 была принята на 95-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 15 июня 2006 года в городе Женева.

Конвенция состоит из 14 статей, содержащих преамбулу, определений, цель, национальную политику, национальную систему, национальную программу и заключительные положения.

Целью Конвенции является содействие каждого государства-члена, ратифицирующего Конвенцию, постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы и национальной программы.

В Конвенции определено, что каждое государство-член содействует безопасной и здоровой производственной среде, а также, содействует и стремится к достижению реализации права работников на безопасную и здоровую производственную среду посредством разработки национальной политики.

При разработке своей национальной политики каждое государство-член, с учетом своих национальных условий и практики, а также на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

В Конвенции указано, что каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.

Национальная система безопасности и гигиены труда включает, помимо прочего: а) законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в соответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда; б) орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальными законодательством и практикой; в) механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции; г) меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

В Конвенции определено, что каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.

В заключительных положениях Конвенции определены нормы, касающиеся вопросов обязательности для ратифицировавших ее государств; что Конвенция вступает в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации  его ратификационной грамоты; ее денонсации и других организационных вопросов.

В настоящее время эту Конвенцию Международной организации труда ратифицировали 52 государства, в том числе Молдова, Россия, Казахстан из стран СНГ.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНА О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ №187

По оценкам МОТ около 2,3 млн. мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний – в среднем 6 000 человек ежедневно. Во всем мире ежегодно регистрируется примерно 340 млн. несчастных случаев на производстве и 160 млн. жертв профессиональных заболеваний. 

Это влечет за собой серьезные расходы для предприятий и экономики в целом. По оценкам МОТ, свыше 4% мирового ВВП ежегодно теряется вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Большинство нелегальных работников работают без каких-либо гарантий, включая безопасность и гигиену труда. Многие работники, особенно женщины, живут на рабочих местах, часто в опасных и противоречащих санитарным правилам условиях, которые угрожают не только им, но и членам их семей. Международные организации могут помочь решить проблемы охраны и гигиены труда, и наиболее эффективные меры в этой области могут быть приняты при активном участии авторитетных представительных организаций работников и работодателей.

Следует отметить, что Национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года предусматривает защиту трудовых прав и обеспечение безопасных условий труда для работников задача 8.8. Цели 8).

Эти цели и задачи полностью соответствуют норме, определённой в статье 37 Конституции Республики Узбекистан, что каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.

Согласно статье 211 Трудового кодекса Республики Узбекистан, на всех предприятиях должны быть созданы условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Создание таких условий составляет обязанность работодателя. Работодатель несет ответственность за нарушение требований по охране труда.

Статья 5 Закона Республики Узбекистан «Об охране труда» определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, а статья 23 определяет права и обязанности работодателя в области охраны труд

Следует особо отметить, что за основу ратификации Конвенции Международной организации труда №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», были взяты меры, определённые в пункте 73 “Дорожной карты” по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, утверждённой Указом Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 года УП-6012.

КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ДОСТИГНУТЫ РАТИФИКАЦИЕЙ КОНВЕНЦИИ № 187?

Во-первых, ратификация Республикой Узбекистан Конвенции №187 служит дальнейшему совершенствованию национального законодательства, эффективному внедрению международных стандартов в области безопасности и гигиены труда с учетом требований, установленных в документах Международной организации труда, посвящённые основам содействия безопасности и гигиене труда.

Во-вторых, принятие закона о ратификации настоящей Конвенции, создает основу для разработки национальной программы в области безопасности и гигиены труда, в соответствии с требованиями международных стандартов и в сотрудничестве с экспертами Международной организации труда, а также для последовательных мер по постепенному созданию безопасных и здоровых условий труда.

В-третьих, внедрение международных стандартов труда в национальное законодательство в области охраны труда станет основой для повышения положительного имиджа Узбекистана в отношениях с международными и региональными организациями.

В-четвертых, что наиболее важно, она служит продвижению национальной культуры в области безопасности и гигиены труда.

Национальная культура в этой области означает: а) соблюдение на всех уровнях права на безопасную и здоровую производственную среду; б) активное участие правительства, работодателей и работников в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством установленной системы прав, обязанностей и обязательств, в) придание самого высокого приоритета принципам профилактики.

Фозилжон Отахонов.
Директор Института проблем законодательства и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан,
доктор юридических наук

www.yuz.uz

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *