Прозрачность и открытость процесса обеспечат иностранные наблюдатели — Институт проблем законодательства
Новости Сайловга оид мақолалар Сайловга оид янгиликлари

Выборы-2021

В жизни любого общества защита прав и свобод человека, степень соответствия демократическим ценностям зависят от эффективности деятельности существующих демократических институтов.

Выборы – одна из гарантий демократии в обществе. Процесс их организации является проявлением социально-политической активности общества, начиная от участия граждан в голосовании до агитационно-пропагандистской работы. Выборы проходят в несколько этапов, что обеспечивает их эффективность.

Демократизация – это исторический процесс, связанный с особенностями и направлениями становления и развития государства и общества. Участие иностранных наблюдателей в выборах важно для обеспечения прозрачности выборов, оценки соблюдения демократических ценностей в соответствии с национальным и международным правом.

Впервые в истории упоминание об участии иностранных наблюдателей на выборах появилось в 1857 году. Тогда дипломаты Франции, Великобритании, России, Пруссии, Австро-Венгрии и Турции следили за прохождением плебисцита в Молдавии и Валахии.

Учреждение Организации Объединенных Наций как международной организации привело к возникновению деятельности института иностранных наблюдателей на постоянной основе в целях обеспечения эффективной оценки функционирования демократических институтов в государствах-членах ООН и существенно повлияло на последующую стратегию проведения выборов в будущем.

Участие международных наблюдателей в выборных процессах стало ключевым политическим условием обеспечения доверия. Конечно, эффективность этого процесса также зависит от того, в какой степени члены международной наблюдательной миссии придерживаются принципов национального и международного права в рамках избирательного процесса.

Особенности участия международных наблюдателей в избирательном процессе включают в себя следующие аспекты:

Позитивный международный обмен опытом. Взаимоотношения органов, ответственных за проведение выборов с международными наблюдателями, играют особую роль в изучении национальных и международных норм избирательного законодательства, а также в определении особенностей проведения выборов. Кроме того, международные наблюдатели буквально создают широкую платформу для обмена опытом с органами, ответственными за проведение выборов в принимающей стране путем предоставления последним имеющейся в их арсенале достоверной и полезной информации о проведении выборов, накопленной по итогам мониторинга в других странах.

Фактор обеспечения честности выборов. Участие в выборах международных наблюдателей означает, что выборы в полной мере соответствуют фактору справедливости, открытости, честности и достоверности.

Гарантия повышения качества выборов на уровне общепризнанных демократических принципов. Опытные международные наблюдатели оперативно выявляют нарушения избирательного законодательства, исполняя важную роль в выявлении и предупреждении проблем, путем привлечения ответственных органов для их решения.

Возможность для положительного разрешения проблем с избирателями для всех кандидатов, принимающих участие в избирательном процессе. Избирательная кампания – это широкий социально-политический процесс, в котором плюрализм мнений и взглядов основан на разнообразии идей и позиций. Присутствие наблюдателей на выборах в государствах, где возникают конфликтные ситуации или странах с «переходным» периодом имеет большое значение для предотвращения насилия. Поэтому международные наблюдатели используют специальные технологии, направленные на установление атмосферы доверительных отношений между избирателями и кандидатами, основанные на методах убеждения в том, что выборы – это наиболее эффективный процесс в отличие от насилия, гражданского противостояния и противоборства с применением силы.

Фактор доверия, надежности и легитимности (законности) избирательного процесса. Международные наблюдатели посредством своих отчетов и анализов предоставляют возможность для определения, насколько законно организован избирательный процесс. Это также очень помогает в определении точности и надежности, справедливости и законности результатов выборов.

Взаимодействие национальных наблюдателей с международными наблюдателями. Взаимодействие местных наблюдателей с международными позволяет изучать общепризнанные избирательные стандарты и применять их при проведении местных выборов. Следует отметить, что во многих странах наличие проблем в избирательном процессе в первую очередь объясняется отсутствием достаточного уровня взаимодействия и сотрудничества между международными и национальными наблюдателями в рамках действующего национального законодательства.

Как отмечалось выше, международные наблюдатели должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с национальным и международным избирательным законодательством, а также не нарушать установленные нормы поведения и морали и этические кодексы. Это фактор, который серьезно влияет на избирательный процесс.

Соблюдение существующих норм международной этики и избирательного права при участии международных наблюдателей в проведении парламентских и президентских выборов должно быть одним из приоритетных требований. Эти основные требования включают следующие аспекты:

уважение суверенитета – прежде всего необходимо уважать суверенитет страны, принимающей международных наблюдателей;

объективная оценка – необходимо объективно оценивать возникающие в избирательном процессе изменения и проблемные ситуации;

не вмешиваться в процесс голосования на выборах;

точность – оценка точности данных международных наблюдателей играет важную роль, принимая во внимание их влияние на общественное мнение;

недопустимость конфликта интересов – учитывая участие международных наблюдателей в процессе организации и проведения выборов, следует соблюдать требование о невмешательстве в деятельность национальных избирательных комиссий, а также в вопросы, связанные с защитой интересов отдельных выдвигаемых кандидатов.

Необходимо учитывать, что Узбекистан входит в число демократических государств, и выборы Президента Республики Узбекистан организуются на основе национального законодательства и международных стандартов.

Для того чтобы продемонстрировать мировому сообществу легитимность и открытость избирательного процесса у себя в стране, Узбекистан на протяжении многих лет предоставляет широкие возможности для участия международных наблюдателей в выборах. При этом их требования и рекомендации находят отражение в национальном избирательном законодательстве.

В частности, глава 6 нового Избирательного кодекса регламентирует права и обязанности иностранных наблюдателей и полностью отвечает требованиям норм международного права. К примеру, статья 33 кодекса четко предусматривает, что деятельность международных наблюдателей осуществляется на основании мандатов, выданных соответствующей комиссией. Некоторыми государствами это положение считается эффективным средством предупреждения беспорядочной и несанкционированной деятельности международных наблюдателей в ходе избирательного процесса.

Кроме того, законом определено, что заинтересованные организации заявляют о своих наблюдателях в избирательные комиссии не менее чем за десять дней до выборов. Министерство иностранных дел вносит в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан представление с документами наблюдателей от соответствующих зарубежных стран и международных организаций. ЦИК принимает решение об аккредитации иностранных (международных) наблюдателей в течение пяти днейЭто является особенностью избирательного законодательства в вопросах регулирования и координации деятельности международных наблюдателей.

Президентские выборы – это социально-политический процесс, который отражает и демонстрирует мировому сообществу высокий уровень развития любого государства. Важное значение имеет то, на каком качественном и профессиональном уровне организованы выборы и насколько они соответствуют международным и национальным стандартам.

В частности, статья 21 Всемирной Декларации прав человека, принятой в 1948 году, подчеркивает важность этого процесса: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Признавая, что участие международных наблюдателей в выборах Президента Республики Узбекистан является одним из положительных показателей (индексов) демократичности проведения выборов, статья 33 Избирательного кодекса четко и ясно определяет их права:

присутствовать на всех заседаниях Избирательной комиссиитаким образом предоставляется возможность быть полностью осведомленным о деятельности общегосударственной организации, ответственной за проведение выборов;

участвовать на собраниях по выдвижению кандидатов и встречах кандидатов с избирателями – это право позволяет международным наблюдателям познакомиться с потенциальными кандидатами и определить их соответствие требованиям законодательства, а также обеспечивает непосредственное участие наблюдателей в избирательном процессе;

присутствовать на избирательном участке – это право позволяет международным наблюдателям быть свидетелями всей подготовительной работы, к примеру, как подготовлены кабинки (комнаты) для тайного голосования, в общем, иметь возможность наблюдать за всеми организационно-практическими аспектами проведения выборов;

присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола выборов – возможность присутствия международных наблюдателей на таком важном для выборов этапе, как подсчет голосов, является неоспоримым доказательством того, насколько национальная избирательная система соответствует демократическим принципам;

сообщать о своих наблюдениях в соответствующую избирательную комиссию, если есть основания считать, что на соответствующем избирательном участке были допущены нарушения требований Избирательного кодекса – это право является основным, главным показателем прозрачности и полного соответствия избирательного законодательства Узбекистана международным стандартам;

запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов –данное право является основным условием, подтверждающим, что выборы проходят на основе демократических принципов в условиях полного доверия и прозрачности, и участие в них международных наблюдателей – еще одно тому подтверждение.

Для участия в предстоящих выборах Президента Республики Узбекистан по данным на 7 октября 2021 года ЦИК аккредитовано 380 наблюдателей из зарубежных стран и международных организаций, а также аккредитовано 1357 представителей местных и 146 зарубежных СМИ.

В заключение следует особо отметить, что при проведении Президентских выборов 24 октября 2021 года обеспечено не только участие наблюдателей от международных организаций и разных государств, но и, вместе с тем, созданы все условия для формирования уникальной национальной коммуникационной системы для проведения голосования на основе международных и национальных избирательных стандартов.

Фозилжон Отахонов,

директор Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан,

доктор юридических наук, профессор.

www.uza.uz

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *