Вопросы совершенствования института медиации в Республике Узбекистан — Институт проблем законодательства
Новости Статьи

Медиация является одной из альтернативных форм внесудебного разрешения споров при содействии беспристрастной, незаинтересованной третьей стороны – медиатора, который помогает достичь соглашения между спорящими сторонами. Цель применения медиации – достижение взаимовыгодного для сторон результата посредством сотрудничества и переговоров. Медиатор помогает сторонам понять точки зрения друг друга и делать взаимные уступки.

1 января 2019 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О медиации», принятый 3 июля 2018 года (далее – Закон). Этим документом был сделан шаг в сторону реформирования вопросов досудебного регулирования споров.

Закон призван регулировать отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальным трудовым спорам и спорам, возникающим из семейных правоотношений.

Закон допускает осуществление деятельности медиатора как на профессиональной, так и непрофессиональной основе и эта деятельность не является предпринимательской. При этом, деятельность медиатора на профессиональной основе может осуществляться платно либо безвозмездно, тогда как ведение этой деятельности на непрофессиональной основе производится безвозмездно.

В соответствии со ст. 12 Закона осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе может лицо, прошедшее специальный курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан, а также внесенное в реестр профессиональных медиаторов.

В соответствии со ст. 14 Закона «Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента ведется Реестр профессиональных медиаторов, который размещается на их официальных веб-сайтах, а также официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан».

Во исполнение положений Закона Приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 31.01.2019 года №54-мх была утверждена «Программа подготовки медиаторов». Также действует «Положение о формировании и ведении реестра профессиональных медиаторов», утвержденное Приказом министра юстиции от 29.11.2018 года №533-мх.

При этом на практике встречаются некоторые правовые проблемы, препятствующие широкому применению данного института физическими и юридическими лицами.

По итогам изучения Закона, в целях повышения эффективности реализации его положений, преодоления проблем, встречающихся в правоприменительной практике, предлагается следующее.

Во-первых, Законом установлено, что медиативное соглашение имеет обязательную силу для заключивших его сторон и исполняется ими добровольно в порядке и в сроки, предусмотренные в соглашении.

При неисполнении медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При этом, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О нотариате», нотариусы могут выступать в качестве медиаторов.

Предлагается включить медиативное соглашение, подтвержденное нотариусом, в Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, совершаемых нотариусами.

Это может увеличить привлекательность медиативной процедуры для кредитора и должника, так как исключает риск судебной тяжбы, когда действительность соглашения сторонами не оспаривается.

Во-вторых, согласно Закону медиатор несет ответственность перед сторонами за вред, причиненный вследствие проведения процедуры медиации, в порядке, установленном законодательством.

По смыслу данной статьи медиатор несет имущественную ответственность перед сторонами за вред, причиненный вследствие проведения процедуры медиации.

Отсутствует правовой механизм по эффективной защите сторон от недобросовестных медиаторов. Например, когда медиатор действует умышленно в интересах одной из сторон, вводя в заблуждение другую сторону, но при этом не имеет материальной заинтересованности.

Таким образом, для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц от неправомерных действий медиатора, предлагается выработать эффективный правовой механизм по обеспечению соблюдения медиаторами принципа беспристрастности, в том числе путем детализации в Законе положений об ответственности медиаторов.

В-третьих, анализ законодательства зарубежных стран (Россия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан и др.) показывает, что медиаторы вправе создавать профессиональные объединения на добровольной основе в целях обеспечения методических, организационно-правовых условий для оказания содействия медиаторам в осуществлении процедуры медиации.

В целях дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ деятельности медиаторов, обеспечения их прав и свобод, популяризации института медиации, формирования стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, предлагается наделить медиаторов правом объединяться в ассоциации или иные профессиональные формирования, что должно быть закреплено в законе.

Совершенствование законодательства с учетом вышеперечисленных предложений может послужить тому, что физические и юридические лица будут чаще прибегать к процедуре медиации, что помимо обеспечения оперативности разрешения споров, также приведет к снижению нагрузки судов.

 

Тураев Акмаль,

И.о. главного научного сотрудника

Института проблем законодательства

и парламентских исследований при

Олий Мажлисе Республики Узбекистан

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *