Превращение принципов справедливости и верховенства закона – основное и необходимое условие реформирования в стране — Институт проблем законодательства
Новости

В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах за прошедший период принято около 300 законов, свыше 4 тысяч решений Президента Республики Узбекистан, направленных на кардинальное реформирование всех сфер жизни государства и общества.

Наряду с этим проведена системная работа по обеспечению прав человека, усилению подотчетности и открытости государственных органов, повышению роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений.

В результате реформ, осуществленных за последние пять лет, в стране созданы политико-правовые, социально-экономические и научно-просветительские основы, необходимые для построения Нового Узбекистана на основе идеи «Достоинство человека – важнейший приоритет общества и гуманного государства». Символично что нынешний 2022 год объявлен Годом обеспечения интересов человека и развития махалли.

На общественное обсуждение представлены проект Указа Президента о Стратегии развития Нового Узбекистан на 2022–2026 годы, проект Стратегии развития и проект «Дорожной карты» по ее реализации в 2022 году, включающие в себя семь приоритетных направлений и 94 приоритетных цели.

Трудно переоценить значение перспективной и стратегической Государственной программы для развития государства и общества в целом, для осознания сущности проводимых преобразований и основного содержания главных приоритетных направлений политического, социального, экономического и духовного развития страны на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу, для понимания своей сопричастности ко всем преобразованиям, происходящим в стране.

Широкое общественное обсуждение проекта Стратегии развития Нового Узбекистана свидетельствует о приверженности принципу «человек – общество – государство». Как отметил наш Президент: «С учетом высказанных в ходе встреч с избирателями мнений и замечаний, практических предложений и инициатив мы работаем над дальнейшим совершенствованием Стратегии развития. И этот процесс будет продолжаться, поскольку при решении приоритетных вопросов, касающихся судьбы и будущего нашей Родины, мнение широкой общественности, каждого гражданина для нас чрезвычайно важно».

Вторым из семи приоритетных направлений определено Превращение принципов справедливости и верховенства закона в основное и необходимое условие развития страны.

И это не случайно. Ещё в своей предвыборной программе Президент отмечал в качестве важного вопроса необходимость обеспечения мира и безопасности и в качестве важного фактора реализации данного бесценного условия существования государства – безусловное соблюдение принципов законности и справедливости.

Эффективность наших реформ во многом определяют 4 важных фактора – обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов».

Пункт 16 проекта Указа Президента предусматривает в рамках задач по обеспечению справедливости и верховенства закона, определенных в Стратегии развития, в 2022 году:

внедрение порядка оказания бесплатной юридической помощи за счет государства гражданам, нуждающимся в социальной защите, по гражданским и административным делам;

внедрение единого электронного реестра учета лиц, свобода передвижения которых ограничена;

налаживание системы «Е-патруль» с порядком проверки всех сведений на месте без доставления граждан в отдел внутренних дел для проверки;

установление порядка, согласно которому обязанность доказывания в суде законности решения (действия) возлагается на принявшее его должностное лицо («презумпция виновности»), с учетом принципа «активного участия суда».

Президент отметил: «Неукоснительное выполнение требований Конституции и законов страны, полное воплощение в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека» и впредь будет оставаться главным критерием моей деятельности как гаранта нашего Основного закона».

«Основополагающим и необходимым условием построения народного государства, соблюдения чести и достоинства человека является обеспечение справедливости и верховенства закона».

Проводя аналогию с Целями устойчивого развития ООН, а также с Национальными целями и задачами в области устойчивого развития на период до 2030 года мы видим, что обеспечение прав и законных интересов человека также являются краеугольным камнем и Целей устойчивого развития.

Превращение принципов справедливости и верховенства закона в основное и необходимое условие развития страны является определяющими в продвижении всех ЦУР и прямо направлены на реализацию, в частности, Целей устойчивого развития №16 Содействие построению миролюбивых и открытых обществ, и №17 Укрепление средств достижения устойчивого развития.

 

В чем состоит основное содержание второго направления Стратегии развития Нового Узбекистана?

 

В рамках второго приоритетного направления определено 8 целей (с 13 по 20)

Цель (1)13 «Надежная защита неприкосновенности имущественных прав и ограничение незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения» подразумевает усиление гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности, неукоснительное обеспечение имущественных прав, в том числе прав на земельный участок. Определение верховенства частной собственности в качестве основного принципа, в том числе внедрение системы защиты прав лица, купившего недвижимость, опираясь на официальную информацию государственного органа. 

Цель (2)14 «Обеспечение верховенства закона и конституционной законности, а также определение чести и достоинства человека в качестве главного критерия данного процесса» направлена на:

— обеспечение трудовых, социальных и международно-признанных прав заключенных и осужденных, внедрение эффективных механизмов их социальной адаптации и содействия реинтеграции в общество, налаживание совместной деятельности институтов государства и общества в данном направлении;

— усиление общественного контроля посредством неукоснительного обеспечения законности и внедрения цифровых технологий при применении мер, связанных с оказанием правового воздействия на граждан, в том числе ограничением свободы передвижения;

— дальнейшее упрощение системы учета по месту проживания граждан и создание дополнительных удобств населению, завершение реформ, в данном направлении; 

— последовательное продолжение политики либерализации уголовного законодательства, широкое внедрение принципа гуманности в систему уголовного наказания и их исполнения;

— совершенствование превентивных механизмов по предупреждению пыток и принятие специального Закона в данном направлении;

— формирование системы ювенальной юстиции и кодификация законодательства по правам детей;

— устранение человеческого фактора в процессе применения норм отягощения или облегчения наказания.

Цель (3)15 «Установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к справедливому правосудию» направлена на:

— расширение области применения судебного контроля посредством совершенствования системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах; 

— усиление судебного контроля за расследованием посредством дальнейшего развития института «хабеас корпус»;

— реализация принципов истинного равноправия и состязательности сторон в судебном процессе;

— внедрение системы приема заявлений вне зависимости от юрисдикции с целью широкого внедрения принципа «единого окна» в судебной системе передача дел в компетентный суд и обеспечение разрешения всех правовых последствий в рамках определенного дела;

— кардинальное повышение уровня достижения справедливого правосудия граждан и субъектов предпринимательства посредством поэтапной цифровизации судебной системы, устранения бюрократических барьеров;

— создание необходимых организационно-правовых условий для широкого использования оптимальных методов разрешения споров, дальнейшее расширение круга применения института примирения;

— дальнейшее повышение роли сообщества судей в обеспечении истинной независимости судебной власти, широкое внедрение принципов самоуправления судей, а также создание действенных механизмов предупреждения незаконного воздействия на судей;  

— обеспечение открытости и прозрачности в формировании судейского корпуса, внедрение таких демократических принципов, как выборность и подотчетность при назначении на руководящие должности в судебной системе;

— осуществление работ по систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих судебную систему.

Цель (4)16 «Создание эффективной системы сохранения общественного порядка и обеспечения безопасности, своевременного определения и устранения условий, способствующих совершению правонарушений» направлена на:

— поднятие на качественно новый уровень системы предотвращения правонарушений;

— предотвращение правонарушений среди детей, семей, нуждающихся в социальной защите, посредством их социальной адаптации;

— поднятие на качественно новый уровень деятельности патрульной службы по сохранению общественного порядка, в том числе отмена порядка приема гражданина в отделение внутренних дел с внедрением современных информационных технологий;

— сокращение смертельных случаев на дорогах посредством совершенствования дорожной инфраструктуры и создания условий безопасного передвижения, в том числе полная цифровизация системы управления движением и обеспечение широкого участия общественности в данной сфере.

Цель (5)17 «Формирование нового имиджа правоохранительных органов и ориентация их деятельности на служение эффективной защите интересов, чести и достоинства, прав и свобод народа» направлена на: 

— превращение органов внутренних дел в народную профессиональную структуру в качестве надежного защитника народа, а также их ориентация на целевую работу с населением;

— создание прочных правовых основ деятельности открытой и справедливой прокуратуры, строго обеспечивающей законность, а также превращение принципа «Верховенство закона – неотвратимость наказания»;

— усиление контроля за оперативно-розыскной и следственной деятельностью, внедрение действенных механизмов эффективной защиты чести и достоинства и свобод граждан;

— цифровизация деятельности правоохранительных органов, широкое внедрение современных информационных технологий в следственную деятельность и ведение дел об административных правонарушениях;

— кардинальное реформирование системы учета сообщений о преступлениях в правоохранительных органах, использование современных методов предотвращения случаев сокрытия преступлений.

Цель (6)18: Обеспечение своевременного и полноценного исполнения документов судебных и иных органов.

— внедрение эффективных механизмов исполнения документов судебных и иных органов;

— расширение масштаба использования альтернативных, в том числе внесудебных методов исполнения документов судебных и иных органов; 

— поэтапное внедрение международных стандартов в деятельность органов принудительного исполнения и передача отдельных функций частному сектору, снижение нагрузки на государственных исполнителей;

— признание и совершенствование организационно-правовых механизмов исполнения решений, вынесенных судебными органами в зарубежных государствах.

Цель (7)19 «Кардинальное повышение потенциала института адвокатуры в защите прав, свобод и законных интересов человека, а также полное удовлетворение потребности населения и субъектов предпринимательства в квалифицированных правовых услугах» включает в себя:

— полный перевод института адвокатуры на систему самоуправления, усиление подотчетности органов управления Палаты адвокатов перед сообществом адвокатов, привлечение в систему молодых квалифицированных кадров;

— формирование современных и эффективных механизмов и институциональных основ системы повышения квалификации адвокатов;

— устранение излишней бюрократии и бумажной волокиты посредством внедрения современных информационных технологий в адвокатскую деятельность, налаживание электронного документооборота с судами, правоохранительными и другими государственными органами; 

— расширение масштаба оказания бесплатной правовой помощи, обеспечение использования услуг нотариата и органов записи актов гражданского состояния без волокиты, в том числе дистанционно и на основе принципа «единое окно»;

Цель (8)20 «Развитие активного гражданского общества и формирование чувства взаимного уважения и законопослушания у граждан» состоит из следующего:

— повышение правовой культуры и правосознания населения, налаживание эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и образовательными организациями в данном направлении;

— запуск платформы «Legal Tech», предоставляющей возможность подготовки правовых документов без участия юристов для предпринимателей и населения, особенно малообеспеченных слоев населения. 

 

Таким образом по направлению Превращение принципов справедливости и верховенства закона в основное и необходимое условие развития страны запланировано много важных мероприятий, отражающих значимые сферы, относящиеся к безусловному утверждению принципа законности и справедливости в качестве первостепенных, основополагающих, составляющих надёжный фундамент реализации общепризнанных демократических принципов, обеспечивающих стабильное развитие нашего правового социального государства.

 

Отличие второго направления в Стратегии действий и в Стратегии развития.

 

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, утвержденной историческим Указом Президента «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 г., № УП-4947, обеспечение верховенства закона также являлось основным приоритетным направлением.

Оно включало шесть основных направлений реализации:

2.1. Обеспечение подлинной независимости судебной власти, повышение авторитета суда, демократизация и совершенствование судебной системы.

2.2. Обеспечение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан:

2.3. Совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства.

2.4. Совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений.

2.5. Дальнейшее укрепление законности в судебно-правовой системе.

2.6. Совершенствование системы оказания юридической помощи и услуг.

Останавливаться на глубоких и масштабных преобразованиях, осуществлённых в нашей стране за прошедшие пять лет в судебно-правовой сфере не хватит времени. Мы все прекрасно осознаём, что масштабы осуществлённой работы налицо. Достигнутые результаты в судебно-правовой сфере получили достойную оценку, как со стороны мирового сообщества, так и от имени ведущих международных экспертов и специалистов.

Вместе с тем, никто не собирается останавливаться на достигнутом. Мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее, с волнением ожидая дальнейших преобразований в данной сфере.

Однако проводя сравнение второго направления Стратегии действий и проекта Стратегии развития, хотелось бы отметить, что вопросам противодействия коррупции в Стратегии действий было отведено особое внимание. Было осуществлено совершенствование организационно-правовых механизмов противодействия коррупции и повышение эффективности антикоррупционных мер.

Вместе с тем если Стратегией действий слово коррупция было использовано дважды в одном пункте (во втором приоритетном направлении), то в проекте Стратегии развития оно используется 11 раз:

— в проекте Указа Президента в рамках задач сокращения бедности (в части необходимости предусмотреть конкретные механизмы установления действенного общественного контроля за расходованием выделенных средств и предупреждения коррупциогенных факторов);

— в Цели 10 первого направления (Строительство народолюбивого государства путем возвеличивания чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества) – Создание системы государственной гражданской службы на основе современных стандартов: «Совершенствование правовых основ устранения коррупциогенных факторов в государственной службе»;

— в Цели 40 четвёртого направления (Осуществление справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала) – Предотвращение фактов нарушения закона в системе дошкольного образования: «В целях предотвращения финансовых правонарушений и коррупциогенных фактов в системе дошкольного образования создание единой информационной системы»;

— в Цели 77 шестого направления (Поиск решения общечеловеческих проблем исходя из национальных интересов) – Внедрение стандартов честности на государственной службе: Поэтапное внедрение системы декларирования доходов и имущества государственных служащих. Создание эффективных механизмов по предотвращению конфликта интересов на госслужбе, обеспечение открытости и расширение участия общественности в деятельности по противодействию коррупции;

— в наименовании и содержании Цели 78 шестого направления (Поиск решения общечеловеческих проблем исходя из национальных интересов) – Выявление сфер и отраслей, подверженных коррупции, повышение эффективности системы предотвращения коррупционных факторов, формирование непримиримого отношения в обществе к коррупции:

Внедрение современных информационных, в том числе технологий искусственного интеллекта в противодействие коррупции.

Налаживание сотрудничества с институтами гражданского общества в противодействии коррупции, поддержка осуществления общественного контроля.

Усиление системных превентивных мер в практике противодействия коррупции.

Внедрение системы непрерывного повышения знаний населения и госслужащих в сфере противодействия коррупции.

Таким образом расширение диапазона мер и масштабность борьбы с коррупцией и коррупционными факторами значительно увеличилась. Это означает что конструктивная работа в этом направлении будет продолжена.

Вместе с тем вопросы противодействия коррупции на наш взгляд должны быть также отражены и во втором приоритетном направлении Стратегии развитияПревращение принципов справедливости и верховенства закона в основное и необходимое условие развития страны.

Так как борьба с коррупцией является своего рода барометром, измеряющим уровень верховенства закона в государстве, а основной эффективной мерой борьбы с коррупцией являются меры предупреждения, ответственности и справедливого наказания, также определённые Законом. Ценность человека определяется уровнем обеспечения его прав, исполнением законов в этом направлении, правильного и справедливого их применения.

Несмотря на то, что Президент в своей инаугурационной речи отмечает «все мы хорошо понимаем, что бороться с коррупцией лишь правовыми мерами невозможно. Здесь решающее значение имеет формирование в сознании всего населения, в первую очередь молодежи, непримиримого отношения к этому пороку, объединение всех здоровых сил общества», «Необходимо устранять не только последствия коррупции, но и причины, ее вызывающие, применяя действенные меры превентивного характера». Это, на наш взгляд, не должно исключать действенные правовые меры из арсенала средств по противодействию коррупции.

На наш взгляд во втором приоритетном направлении проекта Стратегии развития необходимо предусмотреть Цель, направленную на совершенствование механизмов реформирования законодательства (принятия, мониторинга, применения и исполнения законов) через призму противодействия коррупции, выявление и устранение коррупционных факторов в действующем законодательстве, также являющимися причинами данного негативного явления.

О необходимости Конституционной реформы с учетом нынешнего развития и трансформации общественных отношений в нашей стране неоднократно говорил наш Президент Шавкат Мирзиёев. Глава государства в инаугурационной речи отметил:

«Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы. Поэтому, еще раз посоветовавшись с сенаторами и депутатами, широкой общественностью, народом, изучив мировой опыт конституционного строительства, мы должны тщательно продумать вопрос о совершенствовании Основного закона, определяющего нынешнее и будущее развитие страны».

Это свидетельствует о необходимости включения в проект Стратегии развития по второму приоритетному направлению Цели, посвященной подготовки и принятию проекта новой редакции Конституции Республики Узбекистан.

Справедливость и верховенство закона являются основами демократического государства. По словам Президента «Правосудие, честь, достоинство и права человека останутся высшей ценностью реформ в судебно-правовой сфере».

Поэтому реализация целей, определенных в проекте Стратегии развития послужит исполнению задач, определенных в соответствии с приоритетными принципами «Во имя чести и достоинства человека», «человек – общество – государство», «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». 

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *