В Конституции укрепляется статус институтов гражданского общества — Институт проблем законодательства
Конституционные реформы Новости Статьи

С целью закрепления на конституционном уровне статуса институтов гражданского общества на основе идеи преобразования Нового Узбекистана в сильное и справедливое гражданское общество, в проекте Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» статья 56 Основного закона изложена в новой редакции, а статьи 98 и 122 дополнены новыми нормами. Данные преобразования красной нитью пронизывает задача укрепления статуса институтов гражданского общества и их влияния на государственное управление.

В чем заключается суть предлагаемых нововведений?

Во-первых, словосочетание «институты гражданского общества» впервые включено в проект Конституционного закона.

Во-вторыхсходы граждан махаллейсредства массовой информации отнесены к категории институтов гражданского общества.

В-третьих, на Кабинет Министров возложено полномочие по осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества.

В-четвертых, институты гражданского общества наделены полномочиями по осуществлению общественного контроля за формированием и исполнением бюджета Республики Узбекистан.

В связи с этим возникает закономерный вопрос о том, каково же содержание вышеупомянутых новых норм, на который мы и попытаемся ответить.

Прежде всего, важно то, что понятие «общественные объединения», закрепленное в статье 56 Конституции, заменяется понятием «институты гражданского общества», основанным на благородной идее «Общество – инициатор реформ». В настоящее время правовые основы, касающиеся институтов гражданского общества, разбросаны по многим законам, таким как «Об общественных объединениях Республики Узбекистан», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О политических партиях», «О профессиональных союзах» и еще по многим другим нормативно-правовым актам (всего более сотни).

При этом следует различать понятия «негосударственная некоммерческая организация» и «общественное объединение», так как если мы рассмотрим некоторые понятия, закрепленные на законодательном уровне, то увидим, что многие из них переплетены друг с другом или являются взаимодополняющими.  Так, к примеру, негосударственной некоммерческой организацией, в соответствии с действующим законодательством, признается самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами).

Негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в форме общественного объединения, общественного фонда, учреждения, а также в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодежные и детские организации, организации ветеранов и лиц с инвалидностью, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие объединения граждан. Одной из форм общественного объединения является общественный фонд, которым признается не имеющая членства негосударственная некоммерческая организация, созданная физическими и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, социальные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Статья 56 проекта Конституционного закона предусматривает отнесение махалли к институтам гражданского общества. Рассмотрим аргументы, которые свидетельствуют о верности данного предложения. 

Президент Шавкат Мирзиёев отметил: «Под махаллей мы понимаем уникальную, редкую в мире социальную структуру, воспитывающую человека в духе гармонии и толерантности с обществом, выполняющую задачу надежного и прочного моста между народом и государством». Поэтому необходимо признать махаллю институтом гражданского общества, а не государственным органом. Наше мнение подтверждается следующим положением, отраженным в Законе Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», а именно: «Граждане реализуют свое конституционное право на самоуправление в поселках, кишлаках, аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов в соответствии с гарантиями избирательных прав граждан через сходы граждан (собрания представителей граждан)».

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» средство массовой информации — зарегистрированная в установленном законодательством порядке форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир (далее — выпуск) не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде (газеты, журналы, ведомости, бюллетени и другие) и (или) электронном виде (теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, веб-сайты во всемирной информационной сети Интернет), и иные формы периодического распространения массовой информации.

Средства массовой информации сегодня становятся голосом народа, в буквальном смысле четвертой ветвью власти. Именно поэтому признание негосударственных средств массовой информации институтом гражданского общества на конституционном уровне служит тому, чтобы свобода слова стала неотъемлемым и важным фактором человеческого развития в нашем обществе.

Второе. В проекте Конституционного закона определено, что общей целью институтов гражданского общества является защита прав, свобод и законных интересов граждан, демократических ценностей, содействие достижению социальных и культурных целей, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей общества.

При этом необходимо отметить гарантированную Конституцией и законами Республики Узбекистан самостоятельную и независимую деятельность махаллей по решению вопросов местного значения исходя из их интересов, особенностей исторического развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций.

Третье. В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 98 Конституции, Кабинет Министров «осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений, обеспечивает их участие в выработке и реализации программ социально-экономического развития, обеспечивает реализацию программ социального партнерства».

Данная норма служит повышению  роли и значения институтов гражданского общества в решении актуальных задач социально-экономического развития, дальнейшему совершенствованию системы поддержки их деятельности в форме субсидий, грантов и социальных заказов.

Четвертое. В проекте Конституционного закона статья 122 дополняется третьей и четвертой частями следующего содержания: «В Республике Узбекистан порядок формирования и исполнения Государственного бюджета и государственного долга осуществляется на основе принципов открытости и гласности.

Граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан. Порядок и формы участия граждан в бюджетном процессе устанавливаются законом».

Данные дополнения предусматривают усиление принципа открытости бюджетной системы, в частности, открытости Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов для общества и средств массовой информации, а также предусматривают закрепление на уровне Конституции возможности активного участия граждан в бюджетном процессе.

Кроме того, это послужит усилению общественного контроля в процессе осуществления демократических реформ и укрепления гражданского общества в нашей стране,  в том числе обеспечению обязательного общественного обсуждения проектов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов на прогнозный год и бюджетных ориентиров на последующие два года, а также отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов до их направления в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, обеспечению контроля институтами гражданского общества расходов на финансирование проектов и мероприятий, инициированных на основе общественного мнения.

В целях дальнейшего совершенствования норм проекта Конституционного закона, связанных с институтами гражданского общества, предлагается следующее:

Первое предложение. Необходимо изменить название главы XIII Конституции Республики Узбекистан с «Общественные объединения» на «Институты гражданского общества», потому что общественные объединения являются одной из организационно-правовых форм негосударственной некоммерческой организации. Статьи 57, 58, 59, 60, 61, 62 Конституции содержат нормы об иных организационно-правовых формах институтов гражданского общества, которые не в полной мере охватываются общественными объединениями.

Второе предложение. Целесообразнотекст статьи 56 Конституции изложить в следующей редакции: «Статья 56. В Республике Узбекистан институтами гражданского общества признаются махалли, негосударственные средства массовой информации, негосударственные некоммерческие организации, в том числе политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, общественные фонды, а также Общественная палата.

Институты гражданского общества создаются в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей, достижения общественных, политических, культурных и просветительских целей, удовлетворения духовных и иных потребностей, осуществления благотворительной деятельности, распространения периодической массовой информации, осуществления права махалли на самоуправление и в других общественно полезных целях».

В этом случае действующие в нашей стране международные, республиканские и местные институты гражданского общества будут в полной мере охвачены Конституцией.

Кроме того, отметим, что институтами гражданского общества признаются только негосударственные (частные) СМИ, а не все средства массовой информации.

В Конституции будет отражено предложение Президента Шавката Мирзиёева о том, что «Целесообразно и правильно было бы придать Общественной палате статус конституционного органа», которое было впервые изложено в книге «Стратегия развития Нового Узбекистана».

Это позволит эффективно осуществить функцию внесения предложений Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса и правительству по разработке актов законодательства в качестве одной из основных и важнейших задач, возложенных на Общественную палату.

Кроме того, институты гражданского общества могут создаваться не только гражданами, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами. Поэтому необходимо четко прописать преследуемую ими цель их создания.

Третье предложение.  Норму, предлагаемую для принятия в качестве части третьей статьи 122 Конституции, целесообразно изложить в следующей редакции: «Порядок формирования и исполнения Государственного бюджета, государственного долга Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов осуществляется на основе принципов открытости и прозрачности».

Причина этого изменения обоснована тем, что в Бюджетном кодексе Республики Узбекистан закреплены положения о том, что формирование и исполнение бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов осуществляется на основе общественного мнения (статьи 72, 94, 99, 126).

Четвертое предложение. Исключить часть четвертую, которую предлагается включить в статью 122, и перенести ее содержание в статью 32 Конституции.

Части вторую и третью статьи 32 Конституции целесообразно изложить в следующей редакции: «Граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением бюджета Республики Узбекистан. 

Порядок осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов, а также над формированием и исполнением бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов определяется законом».

В этом случае установление общественного контроля за формированием и исполнением бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов будет согласовано с широкомасштабными реформами, осуществляемыми в Новом Узбекистане в этом направлении.

Пятое предложение. Исключить из предлагаемых дополнений к пункту 8 части второй статьи 98 Конституции следующее положение: «…, в том числе общественных объединений».

Это предложение связано с тем, что Кабинет Министров должен принимать меры по поддержке всех институтов гражданского общества вне зависимости от их наименования и сферы деятельности, и при этом, безусловно, должен быть соблюден принцип равноправия.

Одним словом, повышение статуса институтов гражданского общества до уровня конституционного, по словам Президента Шавката Мирзиёева, «…выводит всю систему государственного управления на качественно новый уровень – к «новому облику», «новому гражданскому обществу», «новой демократической системе управления», то есть, имеет важное непреходящее значение.

Фозилжон Отахонов,
директор Института проблем законодательства
и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *