Участие общественности в конституционных реформах: национальный и международный опыт — Институт проблем законодательства
Конституционные реформы Новости

В столичном отеле «Hilton» состоялась международная конференция на тему «Участие общественности в конституционных реформах: национальный и международный опыт».

Цель мероприятия – подведение предварительных итогов общенационального и международного обсуждения проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», обмен мнениями об участии в ней широкой общественности, реализации принципов «Народ – единственный источник и автор законов» и «Все важные решения принимаются непосредственно на основе диалога с народом и с учетом общественного мнения».

Участники Форума отметили, что Конституционная комиссия организовала свою деятельность на основе принципов открытости и прозрачности, широко привлекая в процесс представителей научно-исследовательских институтов, аналитических центров, соответствующих государственных и негосударственных некоммерческих организаций, махалли и других институтов гражданского общества, а также на основе глубокого и всестороннего изучения опыта конституционного развития нашей страны и государств мира.

В ходе мероприятия было подчеркнуто, что реальной целью масштабных конституционных реформ, проводимых в Новом Узбекистане, является реализация воли и мечты народа, обеспечение прав и свобод граждан, и в конечном итоге — прославление человеческого достоинства, облегчение бремени, повышение благополучия и благосостояния людей, воплощение в жизнь принципа социальной справедливости.

Особо подчеркнуто, что главным автором и творцом обновляемой Конституции является народ Узбекистана, а вдохновителем – лично Глава государства. По мнению участников форума, такой вывод основывается, в частности, следующими факторами:

  • идея осуществления конституционных реформ, их необходимость и важность для дальнейшего динамичного развития общества и государства впервые была выдвинута и обоснована не Президентом или иными субъектами права законодательной инициативы, а именно населением и избирателями;
  • работу по реализации конституционных реформ непосредственно возглавляют депутаты и сенаторы Олий Мажлиса, избранные народом. В состав Конституционной комиссии, сформированной парламентом, также вошли представители академического сообщества, ННО и других институтов гражданского общества;
  • в общенациональном обсуждении проекта конституционного закона в общей сложности поступило более 150 000 предложений через кол-центр, во время приема граждан, через платформу «Meningkonstitutsiyam.uz», а также путем традиционных способов обращения граждан и коллективов. Это в 25 раз больше, чем общенациональное обсуждение в 1992 году. Из этих предложений 56 процентов были выдвинуты мужчинами, 40 процентов – женщинами, 4 процента – анонимно. Предложения, присланные соотечественниками за рубежом, также были приняты во внимание и после подробного обсуждения с участием научного сообщества были представлены в Конституционную комиссию.
  • Участники мероприятия отметили, что анализ мнений, инициатив и предложений, высказанных гражданами на многочисленных встречах, организованных на местах, также показывает, что наш народ не равнодушен к изменениям в Новом Узбекистане, а становится активным и заинтересованным участником всех, в частности и конституционных реформ. Ибо, обновленная Конституция – представляет собой прочную основу для реализации мечты народа о строительстве социального и справедливого Нового Узбекистана, укреплении фундамента Третьего Ренессанса.

На мероприятии подчеркивалось, что в последнее время в этом процессе все активнее участвуют ННО, средства массовой информации и другие институты гражданского общества, ученые-юристы, академическое сообщество, аналитические «мозговые центры». Эти учреждения оказывали тесную поддержку также деятельности Конституционной комиссии, в частности:

  • было изучено более 400 общемировых и региональных конвенций, деклараций, резолюций, принятых в рамках ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, Исламской организации сотрудничества, Организации Тюркских государств и многих других международных организаций и международный опыт конституционного развития, а также систематически проанализированы конституции и конституционные реформы более чем 193 стран мира;
  • на основе глубокого анализа и изучения международного и зарубежного опыта было выполнено более 10 фундаментальных работ, среди которых «Конституции государств-участников ШОС», «Конституции мира», «Конституционные реформы: опыт стран мира» (5-титомник), на основе которых выработаны заключения, предложения и рекомендации по проекту Конституционного закона и конституционным реформам, в целом;
  • в сотрудничестве с государственными и неправительственными организациями, академическим сообществом, международными и зарубежными неправительственными организациями было проведено более 100 национальных и более 40 международных форумов, в том числе и за рубежом (в частности, в США, Великобритании, Корее, Польше, России, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии, Индии), посвященных конституционной реформе и различным аспектам, новеллам проекта Конституционного закона.

В частности, в мероприятии проведенной ООН в штаб-квартире организации в Нью-Йорке, приняли участие постоянные представители и эксперты миссий ООН более чем 40 государств Азиатского, Европейского, Африканского континентов, Северной и Южной Америки, а также ответственные сотрудники различных структур ООН.

В то же время, в ходе Международной конференции, было отмечено, что впервые в истории независимого Узбекистана, были проведены общественная, гендерная, антикоррупционная, лингвистическая экспертизы, экспертизы по правам ребенка, по правам человека и другие, а также предоставлены официальные комментарии и предложения по проекту конституционного закона в Департамент Верховного комиссара ООН по правам человека.

Особо отмечена чрезвычайно полезная и значимая деятельность журналистов и блогеров по широкому ознакомлению населения с проектом Конституционного закона, организации широкого общественного обсуждения каждой статьи в средствах массовой информации, Интернете и социальных сетях, изучении мнения граждан, обеспечении прочных связей между различными слоями населения и Конституционной комиссией.

В докладах, прозвучавших во ходе международной конференции, была предоставлена подробная информация о реализации предложений и рекомендаций институтов гражданского общества и населения о конституционных реформах по таким направлениям, как:

  • прославление «чести и достоинства человека», изменение ранее действовавшей парадигмы «государство – общество – человек» в новую парадигму «человек – общество – государство» и закрепление ее в конституционном законодательстве и конституционной практике;
  • обеспечение интересов человека в процессе экономических реформ, как важнейшее условие построения подлинно народного и справедливого государства;
  • конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, реализации принципа «Общество – инициатор реформ»;
  • определение основ защиты и сохранения национальных ценностей и отличительных особенностей государства и общества, бережного донесения исторического, духовного и культурного наследия народа Узбекистана будущим поколениям;
  • отражение в Конституции всесторонней поддержки молодежи – созидателей Нового Узбекистана, их прав, интересов и обязанностей;
  • закрепление в качестве конституционной нормы принципа «Новый Узбекистан – социальное государство» с учетом того, что сегодня Узбекистан уверенно идет по пути построения социального государства и справедливого общества.

В завершении мероприятия участниками Международной конференции принять итоговый документ конференции.

Пресс-служба
Конституционной комиссии

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *