Межпарламентская Ассамблея на пути дальнейшего развития сотрудничества — Институт проблем законодательства
Статьи

В ближайшие дни в Самарканде пройдет заседание Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).

Закономерный интерес вызывают вопросы о том, что из себя представляет этот орган, каковы его основные функции, какие результаты достигнуты.

Межпарламентская Ассамблея является межгосударственным органом, состоит из парламентских делегаций государств-участников, которые назначаются или избираются национальными парламентами. Члены МПА СНГ: парламенты АзербайджанаАрменииБеларусиКазахстанаКыргызстанаМолдавииТаджикистанаРоссииУкраины и Узбекистана

Рабочим органом МПА СНГ является Совет Межпарламентской Ассамблеи, который на постоянной основе осуществляет организацию деятельности МПА. Он собирается дважды в год. Кроме парламентских делегаций в заседаниях участвуют представители уставных и других органов Содружества, наблюдателей и партнеров – международных организаций, а также эксперты.

Появившись практически одновременно с СНГ, Межпарламентская Ассамблея с первых дней стала главной площадкой для взаимодействия парламентариев в новых политических и экономических условиях. Странам, получившим независимость, предстояло провести кардинальные изменения правовых систем,   благодаря совместной работе в рамках МПА СНГ это удалось реализовать, обеспечив гармонизацию законодательства государств Содружества.

Сближение правовых систем государств – участников СНГ и создание условий для всесторонней интеграции в рамках Содружества на основе принимаемых модельных законодательных актов и рекомендаций остается одной из ключевых задач Межпарламентской Ассамблеи.

К другим важным направлениям работы МПА относятся формирование правовых основ общего экономического пространства СНГ, наблюдение за выборами и референдумами, миротворческая деятельность, международное сотрудничество, изучение и популяризация истории парламентаризма.

В целях сближения законодательства государств Содружества из состава парламентских делегаций образованы 10 постоянных комиссий – одним из главных направлений их деятельности является разработка проектов модельных законодательных актов. После принятия Межпарламентской Ассамблеей модельные законы, которые носят рекомендательный характер и служат ориентиром в развитии и сближении законодательства стран Содружества, предлагаются национальным парламентам для использования в законотворческом процессе.

МПА приняла почти  600 модельных законов и других документов. Многие из них стали действующими межгосударственными документами СНГ, в том числе: Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, Положение о флаге Содружества Независимых Государств, Положение об эмблеме Содружества Независимых Государств, Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ, Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом и Соглашение о взаимодействии государств-участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране.

Отдельные документы, принятые МПА, составили основу международных договоров, к которым следует отнести Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей, Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств, Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании.

Востребованность документов МПА в правовых системах стран Содружества подтверждается тем,  что нормы модельных законов имплементируются в законодательство государств-участников СНГ.

Особое внимание в работе МПА СНГ уделяется разработке правовых основ общего экономического пространства – модельного законодательства, к которому относятся модельные законы, рекомендации, другие документы. Так, модельное законотворчество МПА СНГ в экономической сфере посвящено формированию правовых основ рыночной экономики, общего экономического пространства СНГ и, в частности, правовому обеспечению создания зоны свободной торговли стран СНГ и Таможенного союза, согласованному регулированию отношений гражданского и экономического оборота, бюджетной и фискальной политики.

Защита основных прав и свобод человека является главным приоритетом в деятельности МПА СНГ. В этой области МПА разрабатывает общие подходы к решению проблем социальной политики и обеспечению основных прав и свобод человека, ее деятельность ориентирована на развитие гуманитарного и культурного сотрудничества.

Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также целого ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на:

защиту детства, материнства, социальную защиту населения, стимулирование занятости, регулирование миграционных процессов, совершенствование модельной законодательной базы в сфере охраны здоровья, соблюдения санитарии и гигиены; 

развитие медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования, использования и экспертизы лекарственных средств и медицинских технологий; 

организацию медицинского страхования, экологической безопасности и благоприятной окружающей среды; 

формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, туризма, функционирование лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Важнейшим направлением деятельности МПА СНГ стала имплементация норм международного гуманитарного права в национальном законодательстве государств-участников СНГ совместно с Международным комитетом Красного Креста и Международной федерацией обществ Красного Креста и Полумесяца. Кроме того, МПА СНГ способствует стимулированию всеобщего охвата населения услугами здравоохранения совместно с Всемирной организацией здравоохранения и созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывает согласованную законодательную базу для борьбы в рамках Содружества с преступностью и коррупцией.

В современной повестке дня МПА СНГ особое место занимает вопрос о борьбе с новыми вызовами и угрозами безопасности. Принимаемые решения и действия МПА СНГ имеют цель укрепить международную безопасность.

Согласованные законодательные подходы стран СНГ обеспечивают условия для наращивания коллективных усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной преступностью, коррупцией.

Нормы подавляющей части модельных законодательных актов в сфере обороны и безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам законодатели стран Содружества с минимальными модификациями использовали при подготовке национальных законов.

Межпарламентской ассамблеей разрабатываются и принимаются документы, направленные на правовое обеспечение пограничной и информационной безопасности, предотвращение торговли людьми и незаконной миграции. Она активно внедряет новые формы международного сотрудничества по укреплению безопасности и противодействию вызовам и угрозам. В 2004 году по инициативе Совета МПА СНГ сформирована Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом. Комиссия стала одной из эффективных форм системного и тесного межотраслевого взаимодействия органов СНГ, специализированных структур ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Деятельность комиссии способствовала созданию внутренне согласованной комплексной законодательной базы Содружества, направленной на противодействие терроризму и экстремизму, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незаконному обороту наркотиков, коррупции, торговле людьми, а также на обеспечение пограничной безопасности, соответствующей всем международным стандартам. Подавляющее большинство разработанных при ее участии   документов направлено на реализацию международных договоров, заключенных в рамках Содружества.

Особым направлением деятельности МПА СНГ можно признать мониторинг развития демократии и соблюдения избирательных прав, который осуществляется путем наблюдения за выборами и референдумами. Члены парламентов государств-участников СНГ в статусе международных наблюдателей проводят мониторинг электоральных процессов в странах Содружества и других государствах. Наблюдатели и эксперты анализируют избирательное законодательство, отмечают достижения и недочеты в организации электоральной работы.

Деятельность по наблюдению за выборами координрует Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников  МПА СНГ. Наблюдатели от МПА СНГ провели мониторинг почти 130 избирательных кампаний и референдумов как на пространстве Содружества, так и за его пределами. Опыт наблюдения за выборами   предопределил подготовку и принятие Межпарламентской Ассамблеей Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, в которой сформулированы единые критерии демократических выборов. 

Важно отметить и научно-представительскую функцию МПА СНГ. Существенный  вклад в укрепление многопланового взаимодействия государств-участников внесли проведенные за 20 лет деятельности МПА СНГ 362 международных научно-представительских мероприятия, в которых приняли участие более семи тысяч государственных, общественных и политических деятелей, ведущих ученых и специалистов.

К числу важных мероприятий можно отнести:

девять Петербургских международных экономических форумов, в ходе которых шло становление этого признанного в мире международного экономического саммита;

два международных конгресса: «Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества в странах СНГ» и «Доверие и безопасность в информационном обществе»;

проводимые с 2002 года парламентские конференции по вопросам общеевропейского сотрудничества, а также по вопросам межкультурного и межрелигиозного диалога, глобализации миграционных процессов, энергетики и экологической безопасности в условиях глобального экономического кризиса и будущему европейской безопасности.

Существенную роль МПА СНГ играет в укреплении международного сотрудничества. Межпарламентская Ассамблея явилась инициатором ряда крупнейших гуманитарных акций, посвященных выдающимся деятелям культуры, знаменательным историческим событиям, например, 1100-летию образования государства Саманидов. МПА СНГ заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих международных организацийв том числе Организацией Объединенных Наций,   большинством межпарламентских объединений, среди которых Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Узбекистан широко представлен в структуре МПА СНГ и принимает активное участие в ее деятельности. Парламентскую делегацию Узбекистана возглавляют Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Т. Нарбаева и Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Н. Исмоилов. В состав делегации входят четыре председателя комитетов Сената и пять председателей комитетов Законодательной палаты, два заместителя председателя комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Парламентарии Узбекистана широко представлены и в структурах МПА СНГ. Так, председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования, культуры и спорта Э. Захидов является председателем Постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по международным делам и межпарламентским связям Д. Файзиева является членом Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по бюджету и экономическим реформам Ш. Назаров – членом Постоянной комиссии по экономике и финансам; председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий И. Абдуллаев — членом Постоянной комиссии по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления.

За последние годы парламент Узбекистана стал активно участвовать в модельном законотворчестве. Впервые в парламентской практике наша страна инициировала разработку проекта модельного Закона «Об органическом сельском хозяйстве». Только за последние годы было внесено с активным участием научных сотрудников Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе более 300 предложений к более чем 100 проектам модельных законов, большинство из которых  учтены при доработке этих законопроектов. Так, например,  полностью учтены предложения к проектам модельных законов «О международном наблюдении за выборами и референдумами», «О пчеловодстве», «О научной и научно-технической экспертизе», «Об административных процедурах», «О приватизации государственного и муниципального (коммунального) имущества».

За заслуги в деле развития и укрепления парламентаризма, за вклад в развитие и совершенствование правовых основ функционирования Содружества Независимых Государств, укрепление международных связей и межпарламентского сотрудничества группы депутатов и сенаторов, а также сотрудники Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе были награждены медалями и памятными знаками «30 лет МПА СНГ».

Выступая на торжественном мероприятии, посвященном этому событию, Председатель Сената Танзила Нарбаева отметила, что «Межпарламентская Ассамблея государств-членов Содружества Независимых Государств на протяжении последних 30 лет служит площадкой для совместного обсуждения и принятия решений по актуальным вопросам укрепления сотрудничества между государствами Содружества, Межпарламентская Ассамблея вносит достойный вклад в развитие демократических процессов и парламентаризма, а также институтов гражданского общества на территории СНГ». 

Полностью поддерживая это мнение, хочется добавить, что МПА СНГ, особенно в последние годы,  стала эффективной и конструктивной площадкой парламентской дипломатии, межпарламентского сотрудничества, в том числе и для парламентариев Узбекистана.

Фозилжон Отахонов, 

директор Института проблем законодательства 

и парламентских исследований при 

Олий Мажлисе Республики Узбекистан, 

доктор юридических наук, профессор.

www.uza.uz

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *