Модельное законотворчество – основное направление деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ — Институт проблем законодательства
Статьи

27-28 октября 2022 года в Самарканде состоялась очередная осенняя сессия Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (далее – МПА СНГ), на которой основное внимание было уделено перспективам дальнейшего развития межпарламентского сотрудничества в деле создания правовых условий для улучшения и укрепления социально-экономического развития государств Содружества.

При этом, основное внимание было уделено законотворческой деятельности, реализуемой в рамках МПА СНГ в виде разработки и принятия модельных законов.

В соответствии с Уставом МПА СНГ, основная предварительная законоподготовительная работа по разработке модельных законопроектов осуществляется в созданных в структуре этой организации постоянных комиссий.

В Самарканде прошли заседания трёх постоянных комиссий, в том числе и Постоянной комиссии МПА СНГ по Аграрной политике, природным ресурсам и экологии.

В частности, на заседании этой комиссии было рассмотрено 8 проектов модельных законов, из которых 6 законов («Об экологической безопасности», «Об отходах производства» (новая редакция), «Об особо охраняемых при- родных территориях» (новая редакция), «О доступе к экологической информации» (новая редакция), «Об экологических фондах» и «О пчеловодстве») были одобрены и на следующий день – 28 октября были приняты на сессии МПА СНГ. Один законопроект — «Об органическом сельском хозяйстве» был одобрен в целом и предложено доработать и внести окончательный вариант к следующей сессии. Кроме того, парламентарии одобрили необходимость разработки проекта модельного закона «Об оценке потенциального воздействия горнодобывающей деятельности на здоровье проживающего на прилегающих территориях населения».

Здесь хотелось бы подробнее остановиться на проекте модельного закона «Об органическом сельском хозяйстве».

Это первый модельный закон, инициированный Республикой Узбекистан и включенная в 2021 году МПА СНГ в План модельного законотворчества.

Непосредственным разработчиком законопроекта является Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республике Узбекистан.

Интересна предыстория этого законопроекта. Так, 26 мая 2021 года на заседании Постоянной комиссии по Аграрной политике, природным ресурсам и экологии была обсуждена и принята разработанная Институтом Концепция проекта модельного закона «Об органическом сельском хозяйстве». В этом объемном документе были описаны актуальность данной проблематики, состояние развития органического сельского хозяйства в мире, международные институты (например, Международная организация движения за органическое сельское хозяйство(IFOAM – Organics International) и международные стандарты в этой области (например, так называемый Кодекс Алиментариус), основные направления развития органического сельского хозяйства (органическое производство продуктов питания, органическое растениеводство, органическое животноводство), законодательство и практика органического сельского хозяйства в государствах-участниках СНГ (их состояние, динамика, характерные тенденции), а также концептуальные основы будущего проекта модельного закона (актуальность, цель, задачи и предмет правового регулирования, понятийный аппарат, основные положения проекта и ожидаемые результаты).

Только после одобрения этой концепции была начата работа по разработке проекта модельного закона, в котором приняли участие парламентарии государств-участников СНГ. Особую активность проявили парламенты Республики Молдова, Республика Казахстан, Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Азербайджан, которые неоднократно представляли свои предложения и замечания в письменном виде, а также высказывали их в ходе заседаний Постоянной комиссии.

Наконец, в октябре 2021 года Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе был представлен предварительный рабочий вариант проекта модельного закона, который был в целом одобрен на заседании Постоянной комиссии 25 октября 2021 года. В соответствии с Правилами подготовки модельных законов МПА СНГ, была образована Рабочая группа для окончательной доработки законопроекта, куда вошли представители парламентов всех государств-участников СНГ.

За период с момента образования Рабочей группы поступило множество конкретных письменных предложений от парламентов Российской Федерации, Казахстана, Азербайджана. Кроме того, устные предложения были высказаны в ходе заседаний Рабочей группы.

В этой связи основное внимание рабочей группы было направлено на всестороннее, а главное, профессиональное обсуждение всех внесенных предложений, которые касались как концептуальных основ законопроекта, так и его важных положений.

По результатам обсуждения этих предложений разработанный ранее проект модельного закона был доработан и 12 октября 2022 года был представлен для постатейного обсуждения проекта членами Рабочей группы.

Постатейное обсуждение позволило выявить множество моментов, в том числе и концептуального характера, которые требуют дальнейшего правового разрешения в рамках обсуждаемого законопроекта.

Какие же вопросы члены Рабочей группы посчитали необходимым закрепить в проекте модельного закона и какие вопросы ждут дальнейшей экспертной проработки?

Первое. Важным признана необходимость включения в проект закона глоссария (основных терминов и понятий, используемых в законопроекте) и привести всю терминологию к единому виду, исходя из того, что часть определений приводится в модельном законе «Об экологическом агропроизводстве».

При этом, отдельно выделена необходимость внесения в терминологию таких базовых понятий, как «хозяйствующие субъекты», «органическое производство», «органическая продукция».

Второе. Оптимизированы и унифицированы цели развития органического сельского хозяйства, которыми определены, в частности, защита здоровья населения, содействие охране почвы, воды и воздуха, а также для минимизации всех форм загрязнений, возможных в результате сельскохозяйственной деятельности.

Третье. Унифицированы с законодательством государств Содружества редакции отдельных статей, посвященных различным вопросам производства, переработки и сбыта органической продукции.

Четвёртое. Бурное и активное обсуждение вызвал вопрос о названии законопроекта, который, по мнению парламентариев МПА СНГ определяет не только основное содержание проекта модельного закона, но и его структуру, объем вопросов, подлежащих правовой регламентации.

Так, по мнению разработчиков законопроекта и поддерживающих их членов Рабочей группы из числа представителей парламентов Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, название проекта модельного закона должен быть сохранен в редакции, утвержденной Постоянной комиссией, по следующим основаниям:

Во-первых, во всех государствах Содружества приняты законы хоть и с различными названиями, но посвященными одному вопросу – органическому производству, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Это обстоятельство делает, на наш взгляд, мало перспективным принятие еще одного модельного закона, который с учетом непродолжительного периода действия этих законов в государствах -участниках СНГ вряд ли будет жизнеспособным.

Во-вторых, при утверждении Постоянной комиссией концепции проекта рассматриваемого модельного закона было принято предложение разработчиков законопроекта о том, что данный модельный закон должен быть направлен, в первую очередь, на стимулирование создания в государствах Содружества государственной системы, обеспечивающей развитие органического сельского хозяйства с последующей их трансформацией в единую взаимоскоординированную и взаимовыгодную систему, обеспечивающую развитие на пространстве Содружества производство, переработку и сбыт органической сельскохозяйственной продукции.

Однако члены Рабочей группы из числа представителей парламентов Российской Федерации, Казахстана и Республики Беларусь настаивают на необходимости изменения названия проекта модельного закона на закон «Об органической продукции», считая важным регламентировать процесс производства всей органической продукции, включая аквакультуру и дикорастущие растения.

Следует отметить, что от окончательного решения этого спорного вопроса зависит включение либо невключение в проект модельного закона и других важных положений, в частности, дополнение законопроекта:

отдельной статьей, посвященной обязательным требованиям к маркировке органической продукции и государственному контролю в этой сфере (это предложение парламента Казахстана);

отдельной статьей, в которой бы государствам Содружества было рекомендовано стимулировать систему защиты растений от вредителей, болезней и сорняков в органическом растениеводстве, включающую в себя предупредительные меры защиты сельскохозяйственных культур, регулярный мониторинг вредителей, болезней и сорняков, а также биологические методы защиты растений (это предложение парламента Республики Беларусь).

Более того, от названия законопроекта зависит вопрос, будут ли включены в проект модельного закона отдельные разделы, посвященные органическому производству аквакультур и дикорастущих растений, которые охвачены законами об органическом производстве ряда государств-участников СНГ.

И, наконец, изменение ранее утвержденного названия проекта модельного закона потребует законодательного охвата всех стадий и процессов органического производства, ее переработки, сбыта, трансграничного перемещения и транзита, включения отдельных положений, посвященных не только маркировке, но и стандартизации органической продукции, т.е. тех вопросов, которые уже урегулированы национальными законами государств Содружества.

В ходе заседания Постоянной комиссии в Самарканде этот вопрос также занял центральное место в ходе обсуждения законопроекта, по которому высказали свои позиции парламентарии Российской Федерации, Казахстана, Таджикистана.

По результатам, было принято решение проработать этот вопрос со всеми парламентами государств-участников СНГ, представителя экспертного сообщества с целью выработки консенсусного решения и представить окончательный вариант проекта модельного закона на очередное заседание Постоянной комиссии (запланированной предварительно на май 2023 года).

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что в ближайшее время на пространстве СНГ будет принят инициированный нашей страной модельный закон, который позволит:

во-первых, создать правовые условия для формирования на пространстве Содружества взаимосогласованной и взаимовыгодной системы органического сельского хозяйства, не оказывающего негативного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан;

во-вторых, сформировать единые правила, стандарты и требования к обороту органической сельскохозяйственной продукции на рынках государств-участников СНГ;

в-третьих, внедрить в национальное законодательство и правоприменительную практику наилучшие практики и общепризнанные в демократическом сообществе международные стандарты производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции.

А.Акилов,

начальник Отдела Института проблем
законодательства и праламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *