Продукт политической мудрости – Институт проблем законодательства
Новости Статьи

Завтра вся страна отмечает 30-летие Конституции Республики Узбекистан. Первые же годы социально-экономических преобразований, начавшихся после провозглашения независимости, в качестве одной из актуальных задач было создание Конституции суверенной республики.

Обретение независимости потребовало конституционного закрепления природы нового государства, принципов ее внешней и внутренней политики, приверженности правам человека, принципам государственного суверенитета, идеалам демократии и социальной справедливости.

Переход к социально-ориентированным рыночным отношениям требовал коренного пересмотра конституционных норм и положений. Предстояло снять препоны, которые мешали развитию разных форм собственности, бирж, банковского дела, инвестиционных процессов. Действовавшая же в ту пору Конституция не только не способствовала решению этих задач, она тормозила прогрессивные процессы. Нужны были правовые нормы, которые способствовали бы развитию предпринимательства, творческой инициативы людей, опирались бы на международное право и создавали бы гражданам равные правовые возможности. 

Нынешний Основной закон — первая Конституция независимого Узбекистана, свидетельство появление на мировой арене нового суверенного государства. В чем же состоят положительные и новые стороны Конституции по сравнению с прежними? Прежде всего, это Конституция представляет собой качественно новый документ по своей коренной сути, философии, идеям. В ней нет коммунистической идеологии, классовости, партийности. Из всех мировых ценностей выделено самое дорогое – человек и на этой основе предпринята попытка найти рациональное правовое решение взаимоотношений между человеком, обществом и государством.
При сравнении Конституции Узбекистана с конституциями других стран можно заметить, что она отвечает самым демократическим нормам и стандартам международного сообщества. Это подтверждается, кстати, и выводами авторитетных экспертов ООН, ОБСЕ, США, Великобритании, Франции.

Она сформулировала понимание самоценности человека, закрепила равенство всех граждан перед законом, признала гражданство за всеми, кто живет и трудится на узбекской земле, независимо от их национальности, расы, языка, пола и вероисповедания.

Основная идея Конституции — всемерная забота о человеке, а главная ее цель – обеспечить гражданам достойное существование, возможность участия в решении дел общества и государства, защиту их прав и свобод, мир и национальное согласие. 

Главная задача Конституции – обеспечение формирования в стране гражданского общества и гуманного демократического правового государства. 

Конституция – документ многоаспектный. Она наполнена политическим, экономическим, правовым, духовно-нравственным и идеологическим содержанием. 

Ее политическая сущность выражается в том, что она определяет будущее страны как гуманного демократического правового государства, выражающего волю большинства народа и служащего его интересам. 

Конституция закрепляет суверенное право народа на власть и определяет пределы суверенитета государства, ограничивая его интересами народа. Она четко определяет полномочия государственной и общественной власти, различных ветвей государственной власти, центральных органов и органов власти на местах. 

Экономическая сущность Конституции проявляется в обеспечении формирования экономической основы гражданского общества и правового государства, основным элементом которой, согласно статье 53 Конституции, является собственность в различных ее проявлениях. Конституция закрепляет равноправие всех форм собственности, гарантирует свободное развитие частной собственности, предопределяет переход общества на рыночный путь развития. 

Правовая сущность Конституции выражается в том, что она является Основным законом государства, центром всей правовой системы Республики Узбекистан, юридической базой для всех других нормативно-правовых актов, стратегическим ориентиром обновления законодательства, юридически закрепляет и гарантирует основные права и свободы человека и гражданина, создает надежную систему правовой защиты права частной собственности, прав и интересов всех народов и национальностей, проживающих на территории Узбекистана. 

Духовно-нравственная сущность Конституции проявляется в том, что она выражает волю и дух народа, общественное сознание и уровень культуры, его духовные принципы. Конституция опирается на уходящие в глубь веков традиции дружбы народов, принципы согласия и добрососедства, утверждает приоритет интересов человека, проявляет заботу об обеспечении лучшей жизни для народа, престарелых, сирот, поощряет благотворительную деятельность, закрепляет обязанность трудоспособных совершеннолетних детей поддерживать родителей. 

Идеологический аспект содержания Конституции проявляется в том, что она является правовой основой идеи независимости страны, определяет место и роль субъектов общества в проведении ее в жизнь. Это — документ значительного воспитательного потенциала. Она содержит огромный философско-идейный материал, служит источником знаний, средством формирования взглядов, мировоззрения, выступает в качестве мощного орудия организации всеобъемлющего воспитательного процесса, охватывающего идейно-политическое, правовое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Обладая огромной регулятивной силой, Конституция призвана организовать государственные органы, органы самоуправления граждан, институтов гражданского общества, весь народ и каждого гражданина в повседневной жизни и деятельности. Она дает возможность человеку познать механизмы функционирования политической системы, формы его участия в управлении делами общества и государства, ценности мировой цивилизации, традиции и обычаи народа, его опыт государственного строительства. В Конституции нашли воплощение идеи Фараби, Беруни, Ибн Сино, Амира Темура, опыт государственного строительства Франции, США, Германии и некоторых других государств. 

Таким образом, Конституция Республики Узбекистан явялясь продуктом  политической мудрости и мышления народа, создала прочный правовой фундамент для реализации поставленных целей по формированию и развитию современного Узбекистана.


Фозилжон ОТАХОНОВ,
директор Института проблем законодательства
и парламентских исследований при
Олий Мажлисе Республики Узбекистан, 
доктор юридических наук, профессор.

xs.uz

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *