НОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СЕНАТА В ДЕЙСТВИИ — Институт проблем законодательства
Новости

В реформировании государственного и общественного строительства в целях реализации государственных стратегических задач, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев, особое внимание уделяет контрольной функции Парламента, в частности, роли Сената в обеспечении законности актов местных Кенгашей народных депутатов.

В своих обращениях к Парламенту Глава государства неоднократно поднимал этот вопрос с инициированием совершенствования законодательства.

Так, в своем выступлении на первом заседании Сената 21  января 2020  года Президент Узбекистана обратил внимание на отсутствие механизма реализации права Олий Мажлиса отменять в установленном порядке решения Кенгашей, противоречащие законодательству, предусмотренного Законом “О государственной власти на местах”.

Для устранения данного правового пробела Президент выдвинул предложение передать Сенату полномочия по отмене противоречащих законодательству решений Кенгашей с учетом того, что Сенат является палатой регионального представительства.

Данная инициатива Президента получила свое правовое закрепление в Законе Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 14  января 2021  года. Так, нововведения коснулись:

1.   Закона «О государственной власти на местах»[1], в частности, статьи 26, которая представлена в новой редакции следующего содержания: «Решения областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, отменяются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке.

Отмененные постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан решения областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов прекращают свое действие».

2.  Закона «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан»[2], который дополнен новой статьёй: «Статья 302. Рассмотрение вопроса об отмене решений областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов.

Вопрос об отмене решений областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов, противоречащих Конституции и законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, рассматривается Сенатом по инициативе комитетов в течение 15 дней на основании обращений физических и юридических лиц, сведений государственных органов, органов хозяйственного управления.

По итогам рассмотрения вопроса об отмене решений областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов, противоречащих Конституции и законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, Сенат принимает постановление.

Постановление Сената об отмене решений областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов в течение 5 дней со дня его принятия направляется в соответствующий областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов для исполнения».

Таким образом, инициатива Президента, озвученная чуть более трех месяцев назад, получила свое правовое закрепление и активную практическую реализацию в деятельности Сената Олий Мажлиса.

Так, в рамках реализации своего нового полномочия от 14  января 2021  года Сенат Олий Мажлиса 12 марта 2021 года провел заседание по итогам проверки законности актов местных Кенгашей народных депутатов, которые были ранее изучены сенаторами.

На данном заседании Сенатом были приняты Постановления о признании несоответствующим законодательству решений пяти Кенгашей народных депутатов (областной – 1, районный – 3, городской – 1) и, соответственно, их отмены.

В частности, это решения Сурхандарьинского областного Кенгаша народных депутатов, Каршинского районного Кенгаша народных депутатов, Миришкорского районного Кенгаша народных депутатов, Гузарского районного Кенгаша народных депутатов, Каршинского городского Кенгаша народных депутатов.

Причинами их отмены послужили следующие факты:

— Сурхандарьинским областным Кенгашем народных депутатов при принятии решения была нарушена статья 9 Закона «Об административных процедурах», согласно которой «Административный орган обязан предоставить заинтересованному лицу возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для принятия административного акта». Данным своим решением областной Кенгаш, в нарушение статьи 9 не заслушал мнение подрядчика, победившего на тендерных торгах, при его замене другим подрядчиком;

— Каршинским, Миришкорским и Гузарским районными Кенгашами народных депутатов в нарушение статьи 382 Гражданского кодекса, статьи 24 Земельного кодекса и статьи 13 Закона «О фермерском хозяйстве» были приняты решения по урегулированию договорно-правовых отношений между фермерским хозяйством и районным хокимиятом, что не входит в компетенцию Кенгашей народных депутатов. Такие отношения согласно вышеуказанным статьям законодательства, должны решаться по взаимной договоренности сторон, либо в судебном порядке;

— Каршинским городским Кенгашем народных депутатов было принято решение об отмене решения хокима города о предоставлении гражданке жилья по итогам приватизации. По действующему законодательству Кенгашам народных депутатов не даны полномочия по пересмотру и отмене итогов приватизации, тем самым городским Кенгашем были нарушены статьи 164, 166, 197, 210 Гражданского кодекса, статьи 19 и 26 Закона «О приватизации государственного жилищного фонда», статья 24 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

Таким образом, выше представленные итоги правоприменительной практики Сената Олий Мажлиса свидетельствуют о правильности и своевременности инициатив Президента Республики Узбекистан по созданию государственно-правовых механизмов обеспечения законности и правопорядка на местах, защиты прав граждан, а также показывают эффективность, действенность и значимость роли Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в решении этих проблем.

[1] См.: Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 9, ст. 320.

[2] См.: Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 9-10, ст. 137.

Х.И.Рузметов,
Начальник отдела Института проблем

законодательства и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *