Улучшение методов и повышение эффективности деятельности парламента – одно из основных направлений конституционной реформы – Институт проблем законодательства
Статьи

В Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису и народу Узбекистана 20 декабря 2022 года руководитель страны обратил особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования форм и деятельности парламента страны. Как отметил Глава государства: «За последние годы мы передали Олий Мажлису многие полномочия и планируем еще расширить их. Депутаты участвуют в назначении нового министра, знакомятся и одобряют программу кандидата. Однако затем, к сожалению, они ограничиваются лишь критикой его деятельности.

Как известно, в обеих палатах есть профильные комитеты и комиссии. На самом деле, они должны указать министру, в каком направлении или регионе тормозится процесс, над какими недостатками нужно поработать непосредственно на месте и найти решение вместе с населением.

Поэтому считаю, что будет правильным определить коллективную ответственность профильного комитета, комиссии и депутатов парламента за эффективную организацию деятельности министра».

Реализация этой задачи видится в реализации следующих мер, основанных на наиболее лучших практиках зарубежного парламентаризма.

Первое. С учетом работы зарубежных парламентов представляется целесообразным внедрить практику закрепления каждого комитета и комиссий палат Олий Мажлиса за конкретными подразделениями Кабинета Министров, министерствами, государственными комитетами и другими республиканскими ведомствами, в том числе и республиканскими органами хозяйственного управления. Такое распределение правильнее было бы осуществить по профильности каждого комитета или комиссии.

В этой связи будет необходимо на законодательном уровне закрепить конкретные формы и методы такого «кураторства», а также полномочия комитетов и комиссии при осуществлении парламентского контроля и мониторинга за эффективностью деятельности правительства и других органов исполнительной власти.

Второе. Следует разработать и установить на законодательном уровне конкретные индикаторы определения эффективности работы подконтрольных парламенту органов исполнительной власти. Было бы целесообразно здесь исходить из опыта парламентов развитых демократических стран, которые определяют такую эффективность на основе конкретных показателей. Например, уровня ВВП на душу населения, общего состояния доходов населения, минимального прожиточного минимума и «потребительской корзины» для граждан и т.д.

Третье. Кураторство парламентских органов за деятельностью министерства и других республиканских ведомств потребует внедрения системы постоянной подотчетности этих органов, включающей в себя, во-первых, предоставление не только итоговых документов (полугодовых и годовых отчётов), но систематичного получения парламентскими органами различной информации, справок, статистических материалов. Во-вторых, системного и комплексного изучения деятельности подконтрольных министерств, в том числе и путем проведения различных проверок достоверности предоставляемых информаций и материалов.

И, наконец, четвертое. Кураторство парламентских органов за профильными министерствами и ведомствами потребует усиления кадрового, организационного и материально-технического потенциала комитетов и комиссий палат Олий Мажлиса. В зарубежных парламентах такой парламентский контроль за деятельностью правительства обеспечивается исходя из принципа достаточной необходимости, который мог бы быть взят на вооружение и у нас в стране.

Эти и другие меры, на наш взгляд, позволят реализовать идею Руководителя страны, высказанную в Послании, о том, что «Главными критериями в деятельности министерств станут открытость, законность, эффективность и качество» с тем, чтобы «… все мы, ощущая сопричастность к судьбе страны, должны сообща работать на благо народа».

Алимжан Акилов, 
начальник отдела Института проблем законодательства 
и парламентских исследований при Олий Мажлисе 
Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор

www.xs.uz

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *