Некоторые задачи Парламента, вытекающие из Послания Президента – Институт проблем законодательства
Статьи
Институт направления Послания Президента Республики Узбекистан является уникальной практикой в истории нового Узбекистана.
В соответствии  со статьей 93 Конституции Республики Узбекистан, Президент имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны.

Послание, по своей сути, воплотило в себе взаимосвязанность народа и государства, идеи и взгляды касательно внедрения исторического опыта по формированию государственности на основе современных методов.

Мы хотим остановиться на некоторых задачах, поставленных перед палатами Олий Мажлиса, депутатами и сенаторами в Послании.

Первое. Президент Шавкат Мирзиёев предлагает в качестве первого направления переход в 2023 году – в Год заботы о человеке и качественного образования –  к компактной и эффективной системе управления, чтобы расширить возможности и открыть новые перспективы для частных инициатив, перейти от так называемого «ручного» управления к системному, нацеленному на конкретный результат. В рамках новых административных реформ, к которым длительно готовились, на первом этапе будут реформированы министерства, кардинально изменится и стиль работы правительства. Количество министерств и ведомств будет сокращено с 61 до 28. Каждое министерство будет отвечать за реализацию государственной политики в соответствующей сфере, осуществлять руководство комитетами, агентствами и инспекциями. В ходе реформы многие министры будут заменены, останутся лишь глубоко знающие свою сферу, самоотверженные, добившиеся поддержки народа.

Поэтапно сократится на 30-35 процентов численность государственных служащих, а сэкономленные средства будут направлены на решение социальных вопросов. В ходе реализации административных реформ требуется внести  изменения и дополнения во многие действующие законы. Это потребует от правительства тщательной разработки плана подготовки проектов законов, а от палат парламента –  комплексного и системного рассмотрения законопроектов, внесенных в Законодательную палату, их принятия и одобрения.

Второе. В Послании особо говорится о наиболее актуальной проблеме — о коррупции, что за последние два года почти пять тысяч должностных лиц были привлечены к ответственности за коррупционные преступления. Подчеркнуто, что это – борьба с последствиями, а не причинами. Исходя из этого, глава государства призывает депутатов, сенаторов, Кенгаши  забить тревогу, провести анализ в конкретных сферах, проявить активность в искоренении коррупции.

Третье. Решительно будут продолжены экономические реформы, усилится поддержка частного сектора, полностью мобилизуются на это внутренние возможности. Будут внедрены новые подходы к снижению экономического неравенства между регионами и сбалансированному развитию всех районов и городов. Начиная со следующего года районы и города, исходя из существующих условий, потенциала и возможностей, будут разделены на пять категорий. Исходя из конкретной категории, предпринимателям будут выделять субсидии, кредиты и компенсации. Налоговые ставки также будут дифференцированными.

Будет продолжена работа по снижению налогового бремени на бизнес.  В частности, за счет снижения с 1 января ставки налога на добавленную стоимость с 15 до 12 процентов в распоряжении предпринимателей будет оставаться не менее 14 триллионов сумов в год. Значит, палаты Олий Мажлиса в сфере законотворчества совместно с правительством на основе передового опыта должны обратить внимание на совершенствование  налогового и таможенного администрирования.

Четвертое.   Надежная защита прав и свобод человека определяется как конституционное обязательство государства. В короткие сроки будет  создана система, которая научит органы правопорядка работать по-новому, повысит качество отправления правосудия. На местах будут устранены ситуации, когда люди вынуждены обращаться то в одну, то в другую судебную инстанцию. В рамках новой системы санкции на обыск, прослушивание телефонных переговоров и арест имущества будут переданы от прокуратуры судам. Отныне следователь не сможет налагать арест на имущество под предлогом отнесения его к доказательствам преступления.   Впредь любые действия по ограничению прав собственности будут осуществляться только через суд. Будет сформирован отдельный корпус прокуроров для участия в рассмотрении дел в суде. Они пройдут специальное обучение, законодательно будет закреплено требование об их беспристрастности и независимости в процессе судебного разбирательства.

Будут пересмотрены права защитников при отправлении правосудия, расширены их полномочия. Согласно новому порядку, суды станут принимать уголовное дело не только с обвинительным актом, но и с мнением защиты.  В целях создания законных основ этой системы, палаты Олий Мажлиса совместно с Верховным судом, Генеральной прокуратурой, Палатой адвокатов и широкой общественностью совместно организуют работу по внесению дополнений и изменений,  соответствующих международным правовым нормам, законов об адвокатуре и прокуратуре. Будет внедрена система, при которой каждый случай отказа обвиняемого от адвоката подлежит тщательному изучению прокурором и судом.

Фозилжон ОТАХОНОВ,  

директор Института проблем законодательства
и парламентских исследований,
доктор юридических наук, профессор.

www.uza.uz

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *