Референдум относительно Конституции нового Узбекистана является важным историческим событием в жизни нашего народа.
В результате комплексных реформ, осуществленных в рамках Стратегии действий, и продолженных согласно Стратегии развития, Узбекистан превращается в социальное государство.
Поскольку достигнутые результаты являются не требующими доказательств аксиомами, я хотел бы упомянуть лишь об одном-двух основных аспектах социальной сферы.
Так, в рамках системы работы «железная тетрадь», «женская тетрадь», «молодежная тетрадь», в разрезе махаллей и в индивидуальном порядке (подворовой подход) повысилась адресность и эффективность социальной помощи. Они направлены на всемерную поддержку малообеспеченных слоев населения, создание достойных условий для нормальной жизни, обеспечение занятости населения и повышение его доходов, сокращение безработицы и бедности в том числе посредством систему государственных гарантий. Дети, женщины, пожилые люди и инвалиды поддерживаются во всех отношениях, они обеспечиваются квалифицированным медицинским обслуживанием, гарантированным качественным образованием, защитой от безработицы.
В целях решения проблем, годами беспокоящих население, по инициативе главы государства была налажена деятельность Народной и Виртуальной приемных Президента. Обращения населения стали приоритетом в деятельности государственных органов.
В 2022 году впервые в нашей истории размер пенсий и социальных пособий был доведен до степени не ниже минимального уровня потребительских расходов. Если в 2017 году социальную помощь получили 500 тысяч малообеспеченных семей, то на сегодняшний день помощь получают более двух миллионов семей. Выделяемые средства увеличились в 7 раз и достигли 11 триллионов сумов в год.
За последние шесть лет построено почти 300 тысяч жилых зданий или в десять раз больше домов по сравнению с прошлым периодом. Создано дополнительно 500 тысяч учебных мест, общее количество которых достигло 5 миллионов 300 тысяч.
В целях сохранения здоровья населения на уровне районов и махаллей, в самых отдаленных уголках нашей страны предоставляются все виды медицинских услуг, и работа в этом направлении продолжается.
В Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана глава государства говорил о поэтапном сокращении численности государственных служащих на 30-35 процентов и направлении сэкономленных средств на решение социальных вопросов.
Масштабные преобразования осуществляются на основе принципов «За человеческое достоинство», «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу», «Государство — для человека», «Человек — общество — государство».
Что же такое социальное государство?
Социальное государство есть продукт определенного периода исторического (эволюционного) развития человечества, особый этап государственного развития.
Идея социального государства первоначально была выдвинута здесь на древнем Востоке, в частности нашими выдающимися мыслителями. Свои идеи на этот счет Абу Наср Фараби изложил в произведении «Город добродетельных людей», где речь идет об обществе просвещенных людей, выдвигаются идеи формирования идеального общества.
Создание справедливого социального государства также было заветной мечтой Алишера Навои. Он ратовал за создание достойной социальной среды для счастливой жизни людей, построение процветающего общества, в котором просвещенное государственное управление сочетается со справедливым и мудрым правителем, добрыми, милосердными и высоконравственными людьми. Подобные идеи мы можем встретить в работах ученых-просветителей Востока — Низами Гянджеви, Саади Ширози, Ахмад Дониш.
Современное понятие «социальное государство» впервые было введено в научную среду в 1850 году немецким ученым Лоренцем фон Штейном. По его словам, государство должно способствовать социально-экономическому развитию граждан, обеспечивать абсолютное равенство личных прав в всех слоев общества. При этом поощрение стремления человека к самосовершенству будет является необходимым условием и своего рода стимулом для общегосударственного развития.
Согласно широко распространенной в современных научных кругах трактовке, социальное государство – это государство, которое в первую очередь заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан и социальной защите. В этом государстве управление строится таким образом, чтобы изначально обеспечить социальную защиту особо нуждающихся в ней слоев населения — безработных, лиц, утративших трудоспособность и потерявших кормильца, людей с инвалидностью, детей и пожилых.
При этом главным условием «социальности» является уважение к человеку его ценностям, чести и свободе. Это, в свою очередь, тесно связано с тем, что права, свободы и законные интересы человека должны быть полностью обеспечены и гарантированы. Кроме того, сущность социального государства заключается в рациональной реализации социальной политики, прежде всего в последовательном выполнении социальных функций в интересах человека и общества. Поэтому важной частью деятельности такого государства является гарантированное выполнение социальных обязательств.
В этой связи хотелось бы отметить основные конституционные приоритеты социальной политики в социальном государстве:
трудовая занятость и охрана труда;
гарантирование выплаты минимальной заработной платы;
здравоохранение;
семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой и поддержкой государства;
уход за лицами с инвалидностью, нетрудоспособными и пожилыми людьми и их поддержка;
развитие системы социальных услуг;
определение государственных пенсий, других выплат и пособий;
гарантирование социальной защиты.
Функции социального государства заключаются в обеспечении занятости населения, сбалансированности распределения материальных благ среди общества за счет бюджетных средств, улучшении условий и охраны труда, заботе об образовании и воспитании, установлении для людей минимального прожиточного минимума, защите семьи, создании эффективной системы социального обеспечения, развитие здравоохранения и спорта.
К основным конституционным характеристикам социального государства относятся:
сильная политика социальной защиты;
высокое качество образования и его направленность на гуманизм, народолюбие, соблюдение прав и свобод человека;
сильный общественный контроль;
сильная позиция и значительное влияние институтов гражданского общества;
все государственные органы и организации и их должностные лица несут ответственность и подотчетны перед людьми и обществом, служат их интересам;
открытость, прозрачность, законность, эффективность, качество считаются основными критериями в деятельности государственных органов и организаций, а их работа подчинена решению проблем людей и удовлетворению их законных интересов;
минимальный уровень коррупции;
государственные служащие, лица, осуществляющие полномочия и функции государственной власти, независимо от занимаемых должностей и званий, должны быть честными, скромными, искренними и самоотверженными.
В социальном государстве следует искоренить зависть, корыстолюбие, стяжательство, алчность, укрепляя добропорядочность, толерантность, единство и солидарность. Необходимо продолжать и наращивать благотворительную деятельность. При этом важно обратить особое внимание на воспитание внутреннего мира людей, сохранение их духовной чистоты и честности с искренним осознанием того, что успех не может быть достигнут никакими иными методами, кроме как собственным упорным трудом.
Социальный уклон в государственном управлении наблюдается не только в Америке и Европе, он активно развивается и в странах Азии – Южной Корее, Сингапуре и Японии. Узбекистан добился в этом отношении уникальных достижений, и сейчас наш народ стоит на пороге закрепления этой системы на конституционном уровне.
Согласно Президенту страны Шавкату Мирзиёеву, «Социальное государство означает прежде всего создание людям равных возможностей для реализации их потенциала и необходимых условий для их достойной жизни и сокращения бедности». И далее, «Мы поставили перед собой цель построить новый Узбекистан на основе принципа «социального государства». И должны закрепить это в Конституции».
Впервые в истории Узбекистана текст проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» был составлен на основе поступивших от общества предложений. Он также основательно дорабатывался после всенародного обсуждения, проведенного с 25 июня по 1 августа 2022 года, а также с учетом последующих предложений и замечаний.
10 марта 2023 года было принято постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса «О проведении референдума Республики Узбекистан» по проекту Конституционного закона, которое Конституционным судом было признано соответствующим Конституции страны. 14 марта 2023 года Сенат одобрил текст проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан».
Таким образом палатами Олий Мажлиса было принято историческое решение о проведении референдума по проекту Конституционного закона
«О Конституции Республики Узбекистан». Он назначен на воскресенье 30 апреля 2023 года.
Подводя итоги сказанному отметим, что новый Узбекистан стоит на пороге конституционного закрепления социального статуса в обновляемой Конституции, который будет обладать не только высшей юридической силой на всей территории нашей страны, но и механизмами прямого действия.
Фозилжон Отахонов,
директор Института проблем законодательства и
парламентских исследований при Олий Мажлисе
Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор.